Русский Английский

Воронежский филиал
Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова

Фильтр
  • Двадцать лет назад затонул "Курск": от трагедии к новой спасательной системе ВМФ

    Крупнейшая в истории советского и российского послевоенного подводного флота трагедия произошла 20 лет назад – в ходе учений в Баренцевом море затонула новейшая на тот момент атомная многоцелевая ракетная подлодка "Курск". Ни одному из 118 моряков-подводников не удалось выжить, а сама авария послужила причиной для серьезного обновления аварийно-спасательной службы российского флота.

    Авария на учениях

    "Курск" вышел в море 10 августа в ходе комплексных учений Северного флота. В 8.00 мск 12 августа подлодка находилась в назначенном районе, а в 8.51 экипаж доложил о выполнении условного ракетного удара по кораблям "противника". С 11.30 до 14.30 "Курск" должен был применить практические торпеды. Однако на командном пункте не получили доклад о выполнении этого учебно-боевого упражнения, как и не видели всплытия крейсера. Осмотр района возможного нахождения вертолетами и кораблями не дал результатов, а "Курск" продолжал молчать. В 18.00 на командном пункте объявили "боевую тревогу". Чуть позже на полигон вылетел противолодочный самолет Ил-38. О происходящем доложили в Москву. Поиски были безуспешными, и ночью из пунктов базирования вышли силы флота по оказанию помощи затонувшим объектам, а также более крупные корабли. Лежащий на грунте на глубине 108 метров "Курск" обнаружил крейсер "Петр Великий". О том, что подлодка "Курск" легла на дно, командование российского флота публично заявило лишь 14 августа. Тогда утверждалось, что с подлодкой поддерживается радиосвязь. Позже представители флота заявили, что связь была только через перестукивание.

    Международная помощь


    Шестнадцатого, семнадцатого и восемнадцатого августа российские спасатели пытались проникнуть в подлодку с помощью аппаратов "Приз" и "Бестер", однако их усилия оказались тщетными. Операция по спасению экипажа "Курска" приняла международный характер 19 августа, когда к месту аварии подошло норвежское судно Normand Pioneer с британской спасательной мини-лодкой LR5. 20 августа к ним присоединилось еще одно судно - Seaway Eagle с глубоководными водолазами. Норвежские водолазы смогли разблокировать вентиль аварийно-спасательного люка, но проникнуть внутрь лодки у них не получилось. Утром 21 августа водолазы с помощью специально изготовленного инструмента вскрыли верхний спасательный люк 9 отсека, проникли в подлодку и начали обследование ближайших отсеков. 21 августа в 17 часов начальник штаба Северного флота вице-адмирал Михаил Моцак официально подтвердил факт гибели экипажа "Курска". 22 августа президент России своим указом объявил 23 августа днем траура. Поднимать тела погибших моряков начали только 20 октября 2000 года. Водолазам удалось достать двенадцать тел подводников из девятого отсека, после чего работы пришлось прекратить из-за сильных завалов. Операция по подъему самой подлодки началась уже в 2001 году. В ней задействовали нидерландский концерн Mammoet. Также в экспедицию особого назначения вошли крупные российские корабли, гидрографические и спасательные суда, танкеры и плавкраны, а также пять вертолетов и два транспортных самолета.

    Результаты следствия

    В сентябре от подлодки отделили наиболее поврежденный отсек – первый. 7 октября начался подъем "Курска", после чего его отбуксировали на Росляковский судоремонтный завод ВМФ. 21 октября АПЛ в подводном состоянии завели в док. Операция завершилась в конце октября, когда после проверки радиационной опасности док вместе с лодкой был поднят на поверхность. Операция стала первой в мировой практике, когда со дна был поднят корабль водоизмещением свыше 25 тысяч тонн. Затем началась работа восьми следственных групп. Криминалисты и медики обследовали тела подводников, выясняли обстоятельства их смерти. Из АПЛ также выгрузили большинство крылатых ракет. Со дна Баренцева моря подняли остававшиеся там часть торпедного аппарата, обтекатель носовой части подводной лодки и несколько мелких фрагментов первого отсека, а также более 30 фрагментов взорвавшейся торпеды и более 10 фрагментов торпедного аппарата. То, что осталось на дне, затем подорвали, чтобы открыть район для судоходства и рыболовства. Расследование причин гибели атомохода "Курск" завершилось в конце июля 2002 года. Согласно официальной версии, 12 августа 2000 года в 11 часов 28 минут 26,5 секунды в месте расположения учебной, без боевого заряда, торпеды 65-76А, внутри четвертого торпедного аппарата, произошел взрыв. Его причиной стала утечка водородной смеси из образовавшихся вследствие "нештатных процессов" микротрещин в корпусе торпеды. Взрыв разрушил торпедные аппараты №4 и №2 и привел к гибели находившихся в первом отсеке моряков, а также к образованию отверстия в корпусе лодки. Разлетающиеся части торпеды спровоцировали взрыв других торпед. В результате второго взрыва, прогремевшего в 11.30, погибли члены экипажа в других отсеках лодки. Офицеры перевели оставшихся в живых моряков из шестого, седьмого и восьмого в девятый отсек, и продолжили борьбу за живучесть судна. В девятом отсеке 23 моряка оставались в живых в течение шести-восьми часов. Уголовное дело по факту гибели "Курска" закрыли в июле 2002 года. По словам генпрокурора России Владимира Устинова, в действиях должностных лиц, ответственных за проведение учений в Баренцевом море, изготовление, эксплуатацию и установку торпеды, ставшей причиной гибели "Курска", нет состава преступления.

    Неудовлетворительное состояние

    Одной из основных причин, по которой авария подлодки завершилась трагически, была крайне неразвитая аварийно-спасательная система Военно-морского флота РФ. Как вспоминает занимавший с 1998 по 2005 годы пост начальника главного штаба ВМФ России адмирал Виктор Кравченко, на вооружении отсутствовали какие-либо сложные системы для спасения подводников. "На момент катастрофы "Курска" ничего серьезного, учитывая все сложности с финансированием, ремонтом и так далее, никаких сложных систем по спасению подводников на глубинах не было", - сказал Кравченко РИА Новости.

    Он рассказал, что сейчас у спасателей есть нормобарические костюмы, которые позволяют водолазу спускаться на большую глубину и оказывать помощь подлодке – подавать воздух или даже спасательные средства через торпедные аппараты. Одним из основных компонентов системы спасения являются спасательные глубоководные аппараты. У России есть несколько таких аппаратов серии "Приз" - АС-28, АС-26, АС-30 и АС-34. Как сообщали в Минобороны России, четыре "Приза" недавно вернулись в составы флотов после ремонта и модернизации на предприятиях "Красное Сормово" и "Канонерский завод". АС-28 включен в состав Черноморского флота, АС-26 - Балтийского флота, АС-30 - Тихоокеанского флота, АС-34 - Северного флота. К концу года на "Канонерском заводе" должны завершить модернизацию и ремонт подводного аппарата АС-36 "Бестер" для Северного флота. Еще один "Бестер" (АС-40) служит на Тихоокеанском флоте. По словам военных, "Призы" получили новые системы позиционирования, гидроакустического поиска и телевизионного контроля. Им также обновили системы жизнеобеспечения.

    В ожидании новых судов

    Судном-носителем пока единственного на российском флоте "Бестера" является введенное в строй спасательное судно океанского класса "Игорь Белоусов" (головное проекта 21300С). Помимо "Бестера" на "Белоусове" есть глубоководный водолазный комплекс ГВК-450. Он состоит из пяти барокамер, в которых могут разместиться до 60 подводников с аварийной подлодки.

    Как заявлял прошлым летом главком ВМФ России Николай Евменов, судов проекта 21300С должно быть построено еще три – по одному на каждый флот. Однако с тех пор какой-либо информации о закладке или хотя бы заключении контракта на строительство не было. Также в составе российского ВМФ служат спасательные суда проекта 05360 - "Михаил Рудницкий" и "Георгий Титов" на Северном флоте и "Саяны" - на Черноморском флоте, судно проекта СС-750 на Балтийском флоте. Также на Черноморском флоте есть старейшее в мире спасательное судно "Коммуна" (в строю с 1915 года) и пять катеров проекта 23040. Кроме того, за последние несколько лет поисково-спасательные службы ВМФ России получили 15 многофункциональных модульных катеров–катамаранов проектов 23370 и 23370М. Они предназначены для работ в пунктах базирования, с их помощью можно проводить водолазные спуски на глубину до 45 метров. На некоторых из них стоят телеуправляемые необитаемые подводные аппараты "Марлин-350".

    Беспилотная помощь


    Как сообщалось весной 2020 года, в частях и на спасательных судах ВМФ России есть уже 43 "Марлина-350", а до конца года будут поставлены еще 14. Они предназначены для поиска аварийных подводных лодок и других объектов, их осмотра и обследования под водой в прибрежных морских районах или внутренних водах. Военные отмечают маневренность этих аппаратов, которая достигается за счет расположения части движителей по векторной схеме. До появления "Марлинов" Военно-морской флот приобрел несколько зарубежных аппаратов "Веном" и "Тайгер", а также телевизионные комплексы, станции связи и компрессорное оборудование для обеспечения водолазных работ с ними. Кроме них на флот поступили аппараты "Пантера+", также предназначенные для поиска и обследования затонувших кораблей. У "Пантеры+" есть два манипулятора, которые можно оснастить тросорезами и циркулярной пилой для разрезания сложных конструкций. Также известно о том, что Минобороны России заказало разработку модульной системы спасения экипажей аварийных субмарин. Опытно-конструкторская работа по проекту, который получил название "Лучина", должна быть завершена в ноябре.

    Председатель Общероссийского Движения Поддержки Флота – ДПФ, капитан 1 ранга запаса Михаил Ненашев в разговоре с РИА Новости отметил, что за 20 лет были закуплены и специальные водолазные "скафандры", и новые аппараты для подводных работ. Тем не менее, по его словам, многие из них импортные и требуют дорогостоящих запчастей и обслуживания.

    "Ответственные люди должны были давно принять те решения, чтобы запустить научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по созданию отечественных глубоководных комплексов и добиться скорейшего строительства, потому что у промышленности нашей есть ресурсы", - сказал Ненашев.

    Он также отметил многофункциональность и высокие качества спасательного судна "Игорь Белоусов", а также высокую степень готовности, как самого судна, так и его экипажа. В то же время председатель ДПФ подчеркнул, что аналогами "Игоря Белоусова" необходимо оснастить и другие флоты, а не только Тихоокеанский.

    "Сейчас мы можем говорить о том, что Тихоокеанский флот обеспечен силами и средствами для спасания жизней наших подводников. Есть известное судно "Игорь Белоусов", которое несет на борту весь комплекс спасательного оборудования. На глубинах до 400 метров есть возможность обеспечивать сохранение при нештатной ситуации жизней наших моряков-подводников. К сожалению, такое судно у нас только одно, хотя по различным программам на протяжении уже 10-15 лет планировалось строительство на каждый флот по такому судну", - посетовал Ненашев.

    Информационное агентство «Р И А Н о в о с т и», 12 августа 2020 г.
  • позиция, мнение М.П. Ненашева Председателя Общероссийского Движения Поддержки Флота, выраженные в микроблоге - социальная интернет-сеть Твиттер

    Позиция, мнение М.П. Ненашева

    Председателя Общероссийского Движения Поддержки Флота,

    выраженные в микроблоге — социальная интернет-сеть Твиттер

    Твиттер Михаил Ненашев (@nenashevmp) 

    Ненашев

    июль 2020 г.

    06 июля 2020 г.

    В Общероссийском Движении Поддержки Флота, на совещании, обсудили развитие сотрудничества ДПФ со структурами флота — военного, гражданского, судостроения, судоремонта, морской науки по вопросам содействия в трудоустройстве выпускников вузов, уволенных в запас, в отставку военнослужащих.
     image2

    05 июля 2020 г.

    С Днём Морского и Речного Флота России поздравил моряков, речников, ветеранов флота, членов семей работников водного транспорта, организации, действующие в интересах нашего Флота и выразил благодарность от имени ДПФ за успешный труд и достойное служение Отечеству! Вместе — вперёд!
     image3

    04 июля 2020 г.

    В интервью РИА Новости высказался о боевой подготовке подводников ВМФ России и реагировании военных натовских структур на походы в моря, океаны экипажей наших подводных лодок.
     image4

    04 июля 2020 г.

    На совместном заседании коллегии Федерального агентства морского и речного транспорта и Общественного Совета при Росморречфлоте, 3-го июля, выступил по вопросам взаимодействия в процессе реализации общественно — государственных, флотских программ. В выступлении отразил и другие темы.
     image5

    03 июля 2020 г.

    Во время пребывания в Долгопрудном, Московской области встретился с представителями руководства города, ряда областных структур и пообщался с активом региональной организации Движения Поддержки Флота.
     image6

    03 июля 2020 г.

    На Общем собрании Московского областного регионального отделения ДПФ избран Председателем областной организации ДПФ А.Б.Косыгин,избраны заместители руководителя отделения,члены Правления и Ревизор регионального отделения ДПФ в соответствии с Уставом нашего Движения.
     image7

    03 июля 2020 г.

    В обсуждении направлений работы Московской областной региональной организации ДПФ участвовали представители городов, районов, представители морского, речного сообщества, депутаты Московской Областной Думы, представители общественных, творческих объединений, ведомств, предприятий.
     image8

    03 июля 2020 г.

    В работе Общего собрания Московского областного регионального отделения ДПФ принял участие и выступил по актуальным вопросам деятельности Общероссийского Движения Поддержки Флота и о реализации программ, проектов ДПФ в регионе. Собрание прошло 2 июля в г. Долгопрудном.
     image9

    02 июня 2020 г.

    С Днём создания Кольской Флотилии Северного Флота поздравил 1-го июля командование, моряков-североморцев, членов семей воинов-полярнинцев, ветеранов объединения! Спасибо за достойную службу России и новых успехов, друзья-североморцы!

     image10
     02 июня 2020 г.
    Первого июля принял участие вместе с супругой в голосовании по поправкам в Конституцию России на участке для голосования в Кунцево, запад столицы. В Москве, в регионах нашей страны товарищи по Общероссийскому Движению Поддержки Флота также участвовали в конституционном голосовании. 
     image11

     июнь 2020 г.

     30 июня 2020 г.
    С Руководителем Федеральной Службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды И. Шумаковым обсудили сотрудничество в реализации общественно-государственных проектов. Заместитель главы Росгидромета Д.Зайцев, Председатель Совета директоров НМК Б. Пастухов, член ДПФ-на встрече.
     image12
     29 июня 2020 г.
    О развитии взаимодействия ДПФ с Храмом Морского и Речного Флота России-Храмом святителя Николая (на Лодочной, Северо-Запад столицы) обсудили на встрече в штаб-квартире Общероссийского Движения Поддержки Флота с Настоятелем о. Олегом Яньшиным и представительницей прихожан. 
     image13
     29 июня 2020 г.
    С Днём Кораблестроителя России поздравил руководство, коллективы судостроительных, судоремонтных объединений, заводов, проектно-конструкторских бюро, научно-исследовательских центров, учёных—корабелов, судостроителей и организации, работающие в интересах отечественного кораблестроения!
     image14
     29 июня 2020 г.
    Лето 2020 удивляет и температурными событиями-мировой рекорд по жаркой погоде зарегистрирован в Кувейте: +63 градуса! 
     image15

     

     

    25 июня 2020 г.
    С юбилейным Днём Рождения поздравил капитана 1 ранга В.П.Кудина, Начальника Управления Администрации Московской области и сподвижника по Общероссийскому Движению Поддержки Флота! Владимир Петрович на протяжении многих лет оказывает значимую помощь морякам — жителям области. Спасибо! 

     image16

     24 июня 2020 г.
    В первом июньском теннисном турнире в Кунцево-Крылатском, мы с сыном провели активную, интересную игру на открытых кортах. В Москве установилась хорошая, летняя, спортивная погода. 
     image17
     24 июня 2020 г.
    Парад Победы, посвящённый 75-летию Победы нашего Отечества над фашистской Германией и её союзниками в 1941-1945 гг, состоявшийся в День легендарного Парада Победителей, убедительно свидетельствует о сохранении неразрывной связи поколений нашего народа и готовности к защите Родины! 
     image18
     24 июня 2020 г.
    В состоявшемся Общем собрании Российского Исторического Общества принял участие, которое прошло в дистанционном видео-формате. Обсуждение деятельности РИО прошло под председательством С.Е.Нарышкина, руководителя организации.
     image19
     23 июня 2020 г.
    С юбилейным Днём Рождения поздравил Торгового Представителя России в Индии А.Л. Рыбаса, члена Правления Общероссийского Движения Поддержки Флота и выразил благодарность за взаимодействие! В телефонном общении с Александром Леонидовичем пожелал успехов на новом направлении работы. 
     image20

    23 июня 2020 г.

    В интервью РИА Новости высказался об использовании Украины политическими кругами стран Запада в создании провокационной обстановки в Черноморско-Азовском регионе через поставки катеров, оружия. Бандеровцам в Киеве хочется напоминать о себе любым способом.
     image21

    21 июня 2020 г.

    Выдающемуся русскому поэту Александру Трифоновичу Твардовскому 110 лет со Дня Рождения и в этот  знаменательный день — 21 июня, в Смоленской области, в районе хутора Загорье, на его малой родине, состоялось возложение цветов делегацией Смоленской региональной организации ДПФ.

     image22

    21 июня 2020 г.

    Взаимодействующих с нашим Движением врачей, коллективы госпиталей, больниц, поликлиник поздравил с Днём Медицинского Работника России и выразил благодарность за позитивное сотрудничество! Спасибо за труды в помощи людям! С праздником! Успехов!

     image23

    17 июня 2020 г.

    В новом номере журнала «Морской Флот» опубликован материал о проекте по установке в Севастополе в качестве мемориального комплекса корабля на воздушной подушке «Зубр» по инициативе руководства, коллектива Феодосийского завода ”Море”. Содействие в реализации проекта оказывает ДПФ.

     image24

    17 июня 2020 г.

    О работе региональных, местных организаций Общероссийского Движения Поддержки Флота по выполнению Плана ДПФ-2020, о деятельности руководителей, актива региональных, местных отделений ДПФ по выполнению Устава, Программы действий нашего Движения — на совещании в штаб-квартире ДПФ.

     image25

    15 июня 2020 г.

    США в очередном расовом, политическом кризисе, но более масштабном по погромам, грабежам, по растерянности власти и с необычными проявлениями — начинают сносить памятники главным фигурам истории этой страны. Если будут и далее нарастать подобные процессы — будущее США под вопросом!?

     image26

    12 июня 2020 г.

    С Днём России — с Днём Великой тысячелетней Державы поздравил товарищей по Движению Поддержки Флота, взаимодействующих с нашей организацией друзей, руководителей морских, военных, промышленных структур, глав ряда регионов России. И в адрес ДПФ пришло много приветствий! Вместе — вперёд!

     image27

    10 июня 2020 г.

    В интервью РИА Новости высказался о планах руководства США по созданию Ледокольного флота и о современном положении в этой сфере. (лента новостей для подписчиков). И по другим актуальным темам.

     image28

    10 июня 2020 г.

    В штаб-квартире Общероссийского Движения Поддержки Флота обсудили на первом рабочем совещании, после завершения всеобщих ограничительных мер в столице из-за пандемии, реализацию ряда программ и проектов, осуществляемых ДПФ в июне-июле с.г. Рассмотрены другие рабочие вопросы.

     image29

    10 июня 2020 г.

    Вместе с товарищами по Общероссийскому Движению Поддержки Флота, в столичном районе Измайлово, возложили цветы к памятнику Петра Великого 9 июня — в День рождения Государя и основателя Флота России. Пётр Алексеевич Романов:1672-1725 гг, родился в Москве. С благодарностью от потомков!

     image30

     08 июня 2020 г.

    В эфире ТВ Звезда выступил по вопросам обновления корабельного состава ВМФ России, о значении флота в геополитическом усилении нашего государства в современных условиях. Программа «Скрытые угрозы», 08 июня.

     image31

    06 июня 2020 г.

    О необходимости новой, качественной координации действий командования округов, флотов и управленческих структур регионов, ведомств, компаний в интересах жизнедеятельности нашего народа, безопасности, обороны России — в интервью РИА Новости, лента для подписчиков.

     image32

    06 июня 2020 г.

    Перечитывая и вспоминая Виктора Викторовича Конецкого, более внимательно всматриваешься в его автографы на подаренных книгах… Шестого июня — День рождения выдающегося русского писателя, моряка военного и транспортного флота. В.В. Конецкий с сентября 1991 до марта 2002 был в ДПФ.

     image33

    04 июня 2020 г.

    Ещё один урок — катастрофическая утечка нефтепродуктов в Норильске, из резервуаров ТЭЦ, загрязнившая природу Арктики, водные пространства заставляет власти, владельцев компаний реально вкладывать ресурсы в инфраструктуру регионов и главное — выстраивать эффективное(!) управление в России.

     image34

     

    из интернет-дневника М.П. Ненашева в твиттере

    04 июня – 06 июля 2020г.

Поступи онлайн!