Русский Английский

Воронежский филиал
Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова

Фильтр
  • ГУМРФ активно готовится к приемной кампании

    В последнее воскресенье января в Государственном университете морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова традиционно проходит первый в календарном году День открытых дверей. В этот раз он снова состоялся в дистанционном формате и был посвящён не только правилам приёма на программы высшего образования, но и на программы среднего профессионального образования, предлагаемые Колледжем ГУМРФ и филиалами вуза.

    Спикерами мероприятия стали ректор Сергей Барышников, проректор по образовательной деятельности Сергей Соколов, проректор по работе с филиалами и международной деятельности Елена Смягликова, ответственные секретари по программам СПО и ВО - начальник управления по региональному образованию Наталья Тельтевская и ответственный секретарь приемной комиссии вуза Елена Матвеева, директор центра довузовского образования Елена Кремлева. От лица одного из партнеров-работодателей ГУМРФ с видеообращением к абитуриентам выступила начальник отдела подбора и развития персонала ООО «УК Глобал Портс» Аида Шафигина.

    В онлайн-встрече приняло участие более 200 зрителей, но после трансляции число просмотров, как правило, всегда увеличивается и уже преодолело отметку 750.

    Выступления спикеров иллюстрировались интересными насыщенными презентациями. Освещенные темы действительно оказались очень востребованными, судя по вопросам зрителей в чате трансляции.

    Как всегда было много вопросов по документам, необходимым для поступления, срокам их подачи и сдачи внутренних экзаменов, по требованиям медкомиссии и военного учебного центра ГУМРФ.

    Будущих абитуриентов интересовали средние проходные баллы в колледже и головном университете, условия проживания в экипажах, переводы из других вузов, возможность участия в международных программах и получения второго высшего образования.

    Особое внимание было уделено изменениям в правилах приёма на программы высшего образования, коснувшимся тех, кто будет поступать после колледжа по внутренним испытаниям, проводимым вузом самостоятельно. В этом году им придётся сдавать другие предметы, отличные от школьных. В связи с этим при центре довузовского образования ГУМРФ объявлен набор на дистанционные подготовительные курсы специально по новым предметам, чтобы помочь выпускникам колледжей быть конкурентоспособными среди абитуриентов-школьников.

    При анализе тематики вопросов стало очевидно расширение целевой аудитории Дня открытых дверей. К онлайн-встречам активно присоединяются не только мотивированные выпускники профильных колледжей, но и заинтересованные в получении новых профессиональных компетенций люди, уже имеющие за плечами достаточный практический опыт. Поэтому руководители вуза также рассказали слушателям о заочной форме обучения, возможностях получения при этом необходимой тренажёрной подготовки, практики и трудоустройства.

    Общение с гостями виртуального Дня открытых дверей после официальных презентаций получилось насыщенным и продуктивным. Каждый из спикеров своими ответами постарался поддержать всех, кто находился на связи, вселить им уверенность в том, что выбор «Макаровки» окажется для них правильным.

    Запись трансляции

    Сайт приемной комиссии ГУМРФ

    В галерее – кадры из жизни ГУМРФ

    По материалам центра довузовского образования, под редакцией отдела маркетинга и связей с общественностью

  • Как стать стипендиатом России...

    >

    Ты студент или аспирант, ты проявил себя, у тебя есть достижения и тебе есть, чем гордиться, — для тебя есть ряд престижных стипендий. Присоединяйся к стипендиатам России!

    Информация об условиях получения Вашей стипендии на сайте стипендиатроссии.рф

    Видео

     

    Контакты:

  • Весенняя сессия проекта «Грамотный инвестор»

    До 22 апреля проходит весенняя сессия проекта Банка России «Грамотный инвестор». Онлайн-лекции по финансовой грамотности проводятся в форме вебинаров. В первую очередь они будут полезны для представителей студенчества.

    Приглашаем присоединиться к полезному проекту всех заинтересованных.

    Чтобы послушать вебинар, нужно зарегистрироваться на сайте проекта. Там же можно увидеть расписание занятий: https://dni-fg.ru/wiw .

  • Участие в межинститутском заочном литературном конкурсе "Новый год с новой строчки"

    Поздравляем нашего дорогого поэта Катаева Евгения с получением Диплома за участие в межинститутском заочном литературном конкурсе "Новый год с новой строчки".

    Желаем вдохновения и творческих успехов!

  • Памятка для граждан о действиях в случае бессимптомного или легкого течения новой коронавирусной инфекции и острой респираторной вирусной инфекции

  • Дан старт торжественным мероприятиям юбилейного года Петра I

    26 января на набережной Невы, перед Адмиралтейством у памятника Петру I «Царь-плотник» традиционно собралась морская общественность и обучающиеся морских учебных заведений Санкт-Петербурга. В этот день город отмечает годовщину вручения российскому императору Петру I патента корабельного плотника.

    Перед собравшимися выступили представители Правительства Санкт-Петербурга и Законодательного собрания города. Также с приветственным словом обратился ректор ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова, заслуженный работник высшей школы Сергей Барышников. Сергей Олегович подчеркнул важность морского инженерного образования в России и сохранения морских традиций, использования инновационного опыта последних лет в кораблестроении.

    Ректор ГУМРФ пожелал будущим работникам отрасли успехов в учебе и служении на благо России и флота. Среди них на мероприятии присутствовали курсанты Института «Морская академия» нашего вуза.

    Важной частью торжественного мероприятия стала церемония вручения выдающимся представителям морской общественности Петербурга звания Петровского корабела и плотницких топоров в скрипичных футлярах как символа виртуозного владения своей профессией.

    В этом году награду получил генеральный директор Центра технологии судостроения и судоремонта Михаил Александров.

    Завершилось мероприятие традиционным возложением цветов к памятнику Царю-плотнику и прохождением курсантов торжественным маршем.

    Справка:

    В 1698 году российский царь Петр Романов после полуторагодового обучения в Европе получил патент корабельного плотника, ставший первым в России документом о морском образовании.

    В 2022 году Россия широко празднует 350-летие со дня рождения императора Петра I Великого.

    Больше фото

    По материалам управления внеучебной и воспитательной работы

  • О нас пишут СМИ

    А вот и ещё один репортаж о прошедшей Всероссийской Спортивной Студенческой Ночи!!!

    Смотрим и находим себя!

    Источник: http://tv-gubernia.ru/novosti/obwestvo/gorod/estafety..
  • Почетные знаки святой Татианы – в Татьянин день

    Ежегодно в День российского студенчества в петербургском Воскресенском Смольном соборе всех учебных заведений проходят праздничные мероприятия. Отличившимся студентам и их старшим наставникам вручают почетные знаки святой Татианы. Награды «за особые достижения в социальной и просветительской деятельности» вручаются в номинациях «Наставник молодежи» и «Молодежная степень».

    В 2022 году почетным знаком святой Татианы вновь были удостоены представители Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова. Ими стали заместитель директора по воспитательной работе Института водного транспорта Татьяна Гущина и студентка 3 курса Института международного транспортного менеджмента Валерия Титова.

    Предшествовала награждению божественная литургия, которую провел епископ Петергофский Силуан и настоятель Смольного собора протоиерей Петр Мухин. Гостями светлого праздника от Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова стали ректор Сергей Барышников, сотрудники вуза и курсанты Морского центра общеинженерного образования Института «Морская академия».

    Наставник Татьяна Гущина работает в нашем вузе с 2010 года и ведет активную внеучебную и воспитательную работу со студентами. В ее сфере деятельности - организация работы молодежных волонтерских объединений, советов самоуправления, творческих конкурсов. Много времени со своими студентами она уделяет эковолонтерству. Вместе они организуют субботники на территории вуза и в аудиториях, участвуют в ежегодном фестивале «Я люблю Финский залив». Совместно с преподавателями и сотрудниками Института водного транспорта Татьяна Евгеньевна способствует развитию и формированию у студентов патриотического сознания.

    Она награждена памятным знаком «15 лет Росморречфлоту», грамотами ректора ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова.

    Представляя Татьяну Гущину к высокой награде, руководители вуза и учебного подразделения характеризовали ее как работника, «способного принимать решения в трудных ситуациях и нести ответственность за результат». Закономерным промежуточным итогом ее деятельности стало получение почетного знака святой Татианы в номинации «Наставник молодежи».

    Номинант Валерия Титова удостоилась награды «Молодежной степени» за активную благотворительную и социально-образовательную деятельность, а также популяризацию здорового образа жизни среди сверстников. Студентка направления подготовки «Менеджмент» учится на «хорошо» и «отлично», активно участвует во внутривузовских конкурсах, занимает призовые места в танцевальных фестивалях университетского и городского уровней. Как председатель студенческого спортивного клуба ГУМРФ «Морские волки» организует в вузе спортивные меропиятия, в числе которых «Приз первокурсника», соревнования на кубок ректора, внутривузовский этап чемпионата Ассоциации студенческих спортивных клубов России. С первокурсниками она проводит дни здоровья, устраивает поездки в приюты для животных.

    В 2021 году от нашего вуза знаки святой Татианы получили заместитель директора Колледжа ГУМРФ по учебно-воспитательной работе Светлана Бедова и студентка Института международного транспортного менеджмента Анна Сысуева.

    Поздравляем лауреатов и желаем такой же продуктивной работы в дальнейшем. Активные социальные, волонтерские инициативы Татьяны Гущиной и Валерии Титовой станут примером для остальных макаровцев всех возрастов. Всегде есть к чему стремиться: помогать ученикам и товарищам, создавать новое. И тогда результатом может стать не только благодарность окружающих, но и высокая награда.

    Справка:

    25 января в России вспоминают святую мученицу Татиану. Именно в этот день в 1755 году императрица Елизавета Петровна подписала указ об основании Московского университета. Открывшуюся при учебном заведении церковь освятили в честь Татианы. Так она стала небесным покровителем учащихся. И в современной России празднование Дня студента, его еще называют Татьяниным днем, приходится именно на 25 января.

    После освящения в Петербурге Воскресенского Смольного собора в 1835 году указом императора Николая I ему был присвоен статус главного храма всех учебных заведений города.

    Почетный знак святой Татианы учрежден в Петербурге в 1997 году. Награждение проводится в двух степенях: «Молодежная степень» и «Наставник молодежи». За все время награду получили более 1500 студентов и их наставников.

    Больше фото

    Отдел маркетинга и связей с общественностью

  • Всероссийского фестиваля "СПОРТИВНАЯ СТУДЕНЧЕСКАЯ НОЧЬ"

    Организаторы Всероссийского фестиваля "СПОРТИВНАЯ СТУДЕНЧЕСКАЯ НОЧЬ" не перестают радовать участников новыми видеороликами, фотографиями и репортажами!

    Потрясающий ролик о том, как это было!!!

  • Обучающиеся Воронежского филиала посетила уникальный передвижной музей "Поезд Победы"

    26-го января 2022 года группа обучающихся Воронежского филиала посетила уникальный передвижной музей "Поезд Победы", который представляет собой первую в мире иммерсивную инсталляцию, размещённую в составе поезда.

    С её помощью посетители погружаются в прошлое и железнодорожный состав несёт их по дорогам войны через испытания и потери - к Победе!

    "Поезд Победы" был создан в 2020 году в Год Памяти и славы, посвященный 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.

    В 2021 году проект вошёл в план реализации Года науки и технологий в Российской Федерации, что позволило авторам уделить в ней особое внимание научным открытиям и достижениям советских учёных, которые внесли свой весомый вклад в Победу в Великой Отечественной войне и развитие мировой науки в целом.

    https://vk.com/album-91695964_280877712

  • Акция "Свеча Памяти".

    Сегодня 25-го января в рамках мероприятий, посвященных Дню освобождения Воронежа от немецко-фашистских захватчиков, в Воронежском филиале прошла акция "Свеча Памяти".

    «В ОГНЕ ВОЙНЫ»

    И город вспыхнул от огня,

    Но тут же мужественно глянул

    И произнес: «Не взять меня!»

    И двести дней - сплошная мука.

    И двести дней - одни бои.

    Еще и правнукам и внукам

    Откроют подвиги твои.

    В Чижовку, в СХИ, в мосты Отрожки

    Германская вцепилась рать.

    В Москву бы ей!..

    «Москву не трожьте!

    Мы здесь привыкли умирать!»

    И полегли. И пали честно.

    И где сегодня ни копни -

    Правобережье повсеместно

    Напомнит тягостные дни.

    А мне к «Динамо» очень близко.

    Теперь мы связаны мостом

    И непомерно длинным списком

    На братском кладбище простом.

    К нему хожу. Сверяю даты.

    И вашим подвигом горжусь.

    О, как вы молоды, солдаты!

    Что даже я в отцы гожусь.

    Вы поименно в вечный эпос

    Вошли, историю творя,

    И доказали то, что крепость

    Вот здесь заложена не зря!

    Виктор САМОЙЛОВ

    #Освобождение_Воронежа_ЖД

    #25января_2022

    #Вф_ГУМРФ

  • Поздравление директора с Днем студента 25 января

    Уважаемые студенты и преподаватели!

    День студента – праздник молодости, праздник всех тех, кто носит в сердце жажду знаний, поиска и открытий. Именно в годы учебы происходит становление характера, вырабатываются принципы и убеждения, закладываются основы будущих успехов. Убежден, что пытливость, принципиальность, трудолюбие студентов нашего вуза станут основой развития и процветания транспортной отрасли.

    Студенческие годы оставляют в сердцах и в памяти каждого неизгладимый след, они прекрасны своей романтикой, светлыми ожиданиями. Пусть ваши студенческие будни будут всегда насыщены радостью познания и общения, помогут вам найти достойное место в жизни. Смело дерзайте в мечтах и стремитесь к плодотворным достижениям.

    Желаю всем интересных и незабываемых студенческих лет, мудрых наставников и верных друзей! Вдохновения и упорства, неугасаемой жажды знаний.

    Пусть студенческие годы подарят вам радость научных открытий, постижения секретов избранных профессий, научат стойкости в решении любых проблем!

    С праздником!

    С уважением,

    И.о. директора Воронежского филиал

    «ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова»

    Пономарёв С.В.

  • Участие в районной патриотической акции "Память. Слава. Гордость!"

    Группа студентов Воронежского филиала приняла участие в районной патриотической акции "Память. Слава. Гордость!" и провела санитарную очистку мемориальной доски (закрепленной на доме по ул. Остужева, 8), в котором с 1967 года жил участник Великой Отечественной войны, Герой Советского союза, полковник Маношин Константин Васильевич (1917-1971 гг.)

  • Ректор поздравляет с Днем российского студенчества!

    Поздравления

    Ректор поздравляет с Днем российского студенчества!

    Дорогие курсанты и студенты, аспиранты Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова!

    От имени ректората, профессорско-преподавательского состава, сотрудников нашего вуза и себя лично поздравляю вас с Днем российского студенчества!

    25 января, в День памяти святой мученицы Татьяны, покровительницы студентов, молодые учащиеся высших и средних профессиональных учебных заведений России встречают свой самый любимый праздник.

    Искренне поздравляю вас с этим замечательным днем торжества юности, задора и позитива! Сегодня вы открываете для себя целый мир: приобретаете знания и умения, заводите друзей, исследуете новые места, строите свое настоящее и будущее.

    Коллектив Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова делает все возможное и даже больше, чтобы дать вам путевку в успешную профессиональную жизнь, содействует вашему культурному просвещению. Уверен, что вы отвечаете своим старшим наставникам хорошими результатами во всех сферах деятельности, а ваши родные гордятся вами.

    Желаю каждому из вас счастливой молодости, оригинальных идей и положительных впечатлений. Берегите себя!

    С уважением,

    Ректор Государственного университета морского и речного флота имени

    адмирала С.О. Макарова

    Сергей Олегович Барышников

  • О нас пишут СМИ

    Свинка Пеппа и Супермен произвели фурор на катке в центре Воронежа

    Не волнуйтесь, сейчас мы расскажем, что происходит.

    23 января на площади Ленина состоялось мероприятие «Студенческая ночь». Этот потрясающий снимок на обложке материала, как и все остальные, именно оттуда. А дело было так.

    Собрались представители 9 воронежских вузов и ну на коньках кататься. Ребята по ходу вечера и гимн включали, и в хоккей играли, и эстафеты на льду бегали.



    Участвовали в этом веселье 9 команд: от ВГУ, ВГУИТа, ВГТУ, ВГАС, ВГАУ, ВГЛТУ, ВИВТ, ВГПУ и Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова. Организатором стала общественная организация студенческого спорта «Буревестник» (простите за вынужденную тавтологию), а Воронежская академия спорта выступила в роли соорганизатора.

    Победителями в итоге стали ВГУ, ВГПУ и ВГТУ, а главными звездами, пожалуй, Супермен и свинка Пеппа. 


    Кто бы вообще мог подумать, что судьба сведет двух этих персонажей в Воронеже?

    Аркадий Водкин

    Источник:Новости на Блoкнoт-Воронеж bloknot-voronezh.ru/news/svinka-peppa-i-supermen-proizveli-furor-na-katke-v-1440341

  • КРУГЛЫЙ СТОЛ «СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ ЭКСТРЕМИЗМА И ТЕРРОРИЗМА»

    20 января 2022 года на базе Воронежского филиала ФГБОУ ВО РЭУ им. Г.В. Плеханова состоялся круглый стол «Социально-психологические причины экстремизма и терроризма» для лиц, ответственных за организацию работы по профилактике терроризма и экстремизма в учреждениях.

    Организаторами Круглого стола выступили управление образования и молодежной политики администрации городского округа город Воронеж, муниципальное казенное учреждение городского округа город Воронеж «Центр развития образования и молодежных проектов» при содействии филиала Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова.

    Участниками Круглого стола стали педагогические работники из 20 образовательных организаций высшего образования и профессиональных образовательных организаций в количестве 22 человек.

    Экспертами данного мероприятия выступили:

    - Нечаев Дмитрий Николаевич, федеральный эксперт по проблемам политико-идеологического экстремизма и терроризма, доктор политических наук, профессор кафедры социально-гуманитарных дисциплин Воронежского филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова;

    - Вострикова Мария Михайловна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой социально-гуманитарных дисциплин Воронежского филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова, практический психолог.

    В ходе мероприятия эксперты и участники обсудили основные причины экстремистских проявлений в молодёжной среде, разобрали понятие «сенсорного голода» и выделили необходимые альтернативы воспитательным действиям и форматам.

    Участники Круглого стола предложили новые инструменты для обмена опытом и дальнейшего сотрудничества с образовательными организациями.

    Подробнее: https://edu-vrn.ru/mainpage/kruglyj-stol-socialno-psi..

    https://cro.edu-vrn.ru/archives/21936

  • Всероссийском фестивале "Спортивная студенческая ночь"

    Дорогие студенты Воронежского филиала, принимающие участие во Всероссийском фестивале "Спортивная студенческая ночь", который состоится сегодня вечером на главном катке города!

    Ждём вас в 19.00 на площади Ленина у большого катка. Не забудьте потеплее одеться, взять с собой паспорт, студенческий билет (или зачётку) и прекрасное настроение!

    В программе фестиваля вас ждут спортивные эстафеты, танцевальный флешмоб, выступления спортсменов, подарки и призы от спонсоров мероприятия, горячий чай, фотосессия и массовое катание для всех желающих!

    Программа фестиваля была насыщена спортивными эстафетами и выступлениями спортсменов, а завершилось всё танцевальным флешмобом, награждением участников подарками от спонсоров мероприятия и общей фотосессией.

    Администрация Воронежского филиала выражает сердечную благодарность всем организаторам и участникам мероприятия!

    Фотографии с городского мероприятия "Спортивная студенческая ночь", смотрите

    https://vk.com/album-91695964_280830225

    https://vk.com/album-91695964_280840624

  • «Море зовет. Как это было»

    Предлагаем вашему вниманию отрывки из воспоминаний выпускника Ленинградского высшего инженерного морского училища имени адмирала С.О. Макарова Вячеслава Новикова «Море зовет. Как это было».

    Вячеслав Васильевич Новиков родился в 1946 году. Окончил судоводительский факультет ЛВИМУ имени адмирала С.О. Макарова (1969), Всесоюзную академию внешней торговли (1980).

    Проходил службу командиром БЧ-1-4 на дизель-электрической подводной лодке КСФ (1969 – 1972). Служил помощником капитана на пассажирском теплоходе «Михаил Лермонтов» (1973 – 1977). Работал в секретариате Международной морской организации в Лондоне (1980), в Управлении внешних связей Министерства морского флота СССР (1984 – 1989). Работал сотрудником по экономическим вопросам в Отделе транспорта Европейской экономической комиссии ООН в Женеве (1989 – 2006). В настоящее время – на пенсии.

     

    Из воспоминаний Вячеслава Новикова «Море зовёт. Как это было»

    В своем родном, но далеком от моря городе Томске-7 я мальчишкой увлекся парусным спортом на реке Томи и увлекся до такой степени, что стоило мне увидеть рябь от ветра на реке или даже в луже или заметить раскачивающиеся на ветру деревья, как душа моя замирала и ноги сами несли меня к реке, к парусным лодкам, где мы, пацаны, пропадали летом целыми днями. Парусный спорт, а также книга Юрия Клименченко «Штурман дальнего плавания» решили мою судьбу - я твердо решил стать моряком, и в шестнадцать лет после окончания 10-го класса вечерней школы отправился через всю страну в Ленинград для поступления в мореходку.

    После сдачи документов в приемную комиссию ЛВИМУ всех абитуриентов отправили в санпропускник, а потом расселили в спортзале мореходки на Малой Охте. Началась медкомиссия. Нужно было переходить из одного кабинета в другой, где доктора внимательно осматривали каждого из нас по своей специальности, меряя давление, пульс, заставляя читать малые и большие буквы разных цветов и т.д. У меня всё оказалось в порядке, кроме зубов. Старенькая врач-стоматолог сказала, что у меня неправильный прикус и поэтому я, в принципе, не гожусь к работе и службе на флоте. Но узнав, что я приехал издалека, аж из Томска, женщина сжалилась и поставила мне «годен», попросив никому не говорить. Потом была барокамера, нас небольшими группами помещали в шарообразную камеру в учебном отряде подводного плавания и медленно поднимали в ней давление под надзором мичмана. Кому-то делалось плохо, его выводили и снова поднимали давление до нескольких атмосфер. Дело в том, что ЛВИМУ являлось закрытым учебным заведением, где готовились кадры не только для гражданского, но и военно-морского, подводного флота. Выпускники являлись офицерами запаса ВМФ.

    Потом начались приемные экзамены: физика, математика письменно и устно, английский язык и сочинение. На подготовку к каждому предмету отводилось несколько дней. Экзамены я сдал не самым блестящим образом, набрав около 19 баллов из 25. Спасло меня то, что в 1963 году конкурс был не очень большим, лишь полтора человека на место. Мандатная комиссия приняла видимо во внимание также и то, что у меня был разряд по парусному спорту. С волнением пробирался я 30 августа сквозь толпу к вывешенному в коридоре училища списку поступивших и лихорадочно искал в нём свою фамилию, и, какая радость, вот она, «Новиков Вячеслав Васильевич, зачислен курсантом первого курса на судоводительский факультет»!

    Затем было переселение в экипаж на 21-й линии Васильевского острова, получение огромного количества различной экипировки - от черных сатиновых трусов, летних и зимних тельняшек и кальсонов до бушлата и шинели, их подгонка, нашивка на форменки и верхнюю одежду различных отличительных знаков, стрижка наголо и размещение в четырехместных кубриках. Моими товарищами по кубрику оказались замечательные ребята: Саша Красный из Москвы, Володя Мочалов из Архангельска и Валера Алексеев из Оренбурга. Судьба всех четверых оказалась различной.

    Начались занятия: физика, химия, высшая математика, морское дело, военно-морская подготовка, английский язык и др. После подъема и зарядки строем мы шли утром из экипажа в учебный корпус на Косую линию (около 2,5 км), завтракали и отправлялись в аудитории на лекции и практические занятия. Питание в училищной столовой было довольно скромным и явно недостаточным для наших молодых растущих организмов; основным блюдом была отварная треска с картофельным пюре или макаронами. Даже хлеб из смеси ржаной и пшеничной муки выдавался по кусочку, т.к. резкий переход к производству в нашей северной стране кукурузы вместо пшеницы привел к нехватке хлеба.

    На занятиях по военно-морской подготовке мы знакомились с устройством торпед и противолодочных донных мин, с водолазными снаряжениями различных типов и даже участвовали в практических занятиях по проведению в бассейне простейших ремонтных работ под водой с аквалангом.

    Особенно нравилось морское дело и английский. Если в школе уроки английского представлялись мне мукой, и я не вынес из них практически никаких серьезных знаний, то в мореходке мне повезло, я попал в группу начальника кафедры Нины Орестовны Дорошкевич, которая была также и автором учебников, по которым мы учились. Каждый двухчасовой урок она проводила в высоком темпе, избегая говорить по-русски, и шла от простого к сложному. Она прививала нам интерес к культуре и истории народа-носителя английского языка, после чего у нас появился вкус и к предмету. В то же время она говорила нам, в большинстве своем провинциалам, что нам неслыханно повезло, мы находимся в городе-колыбели российской культуры, где есть Эрмитаж, Кировский театр, город Пушкина, и что мы не должны терять время и постараться максимально вкусить культурные ценности.

    Бывали мы иногда и в Кировском (ныне - Мариинском) театре, где в те годы выступали знаменитые на весь мир солисты балета. Запомнилась, в частности, фамилия Макаровой. А однажды, по инициативе Володи Мочалова, нам самим удалось принять участие в балете «Спартак» в качестве т.н. мимансов. По ходу балета нас многократно переодевали в различные одежды, гримировали то воинами Красса, то спартаковцами, и мы с факелами в руках быстро перемещались за сценой, имитируя массовое передвижение войск. Помню, мы стояли в ожидании выхода на сцену и вдруг увидели главную героиню спектакля, подругу Спартака Фригию, вышедшую за кулисы после своего сольного танца. Она едва держалась на ногах и, прижавшись спиной к стене, глубоко дышала, а по лицу её струился пот, перемешанный с тушью с её наклеенных ресниц. Такова была цена той легкости и воздушности полета, которые она демонстрировала на сцене. За участие в этой массовке нам в конце спектакля выдали по три рубля.

    А однажды мы с Сашей Красным решили попытать, что такое опера, и пошли на «Севильского цирюльника». Мы долго внимали проникновенной серенаде графа Альмавивы перед балконом его возлюбленной Розины, но когда эта Розина появилась, наконец, на сцене, оказавшись полноватой тёткой бальзаковского возраста, и заверещала что-то на своем меццо-сопрано, нас с Сашей разобрал безудержный смех. Поскольку наши соседи по галерке зашикали на нас, мы вынуждены были покинуть театр, так и не поняв этого жанра театрального искусства.

    За годы учебы я просто влюбился в Ленинград и в ленинградцев. Чего только стоила встреча белых ночей, наши частые прогулки по набережной лейтенанта Шмидта до памятника Крузенштерну, до Академии художеств с её сфинксами, к Зимнему дворцу с его атлантами, а были ещё поездки в Павловск и Пушкин, в Петродворец. Это был славный период нашей золотой молодости. Частенько мы выбирались к Финскому заливу, в Гавань, что на оконечности Васильевского острова. Прямо напротив, через устье Большой Невы виден был ленинградский порт и стоящие там грузовые суда. Наша морская отрасль переживала в то время бурный расцвет, и СССР выходил в мировые лидеры по тоннажу торгового флота. Мы с вожделением рассматривали различного типа новенькие суда, стоящие в порту или следующие в него с помощью буксиров, предвкушая время, когда сами вступим на мостик одного из них.

    После окончания первого курса состоялась морская практика на парусной баркентине «Сириус». Помню, выйдя впервые в Финский залив и пройдя Кронштадт, мы подняли все паруса, и «Сириус» стал медленно переваливаться с борта на борт на небольшой плавной зыби. Тут со многими из нас произошел настоящий конфуз. Мы только что поужинали макаронами по-флотски, запив их клюквенным киселем, но не выдержали первой для многих из нас качки…

    Баркентина «Сириус»

    В последующем мы ежегодно отправлялись на коллективную или индивидуальную морскую практику, т.к. для получения практического диплома штурмана к концу обучения мы должны были иметь как минимум двухлетний стаж плавания. При этом месяц коллективной практики учитывался за два.

    К концу шестого курса каждому из нас предстояло написать и защитить диплом. Мне пришла в голову мысль написать диплом и защищаться на английском. Решение это во многом объяснялось тем, что защищался я на кафедре морского дела и темой моего диплома была «Автоматизация швартовых операций на судах различных типов», материалы по которой брались мною из иностранных, в основном англоязычных источников. Речь в работе шла прежде всего об автоматических швартовных лебедках, только-только начинавших устанавливаться на судах. Их использование освобождает экипаж от постоянного слежения за швартовными концами, натяжение которых постоянно меняется в зависимости от осадки судна и состояния прилива. В конечном счете такие устройства способствуют повышению безопасности и производительности труда моряков.

    А где-то в феврале 1969 года состоялись госэкзамены, потребовавшие от каждого из нас серьезных усилий, т.к. нужно было восстановить в памяти весь курс лекций и практических занятий по ряду очень серьезных предметов. Наиболее сложными мне показались «Навигация» и «Технические средства судовождения», в которых в полном объеме использовался пройденный нами курс высшей математики. Курсант, как и всякий студент, человек изобретательный. На всякий билет по каждому из сдаваемых предметов специалистами готовились миниатюрные шпаргалки, написанные каллиграфическим, но четким почерком. Самым выдающимся таким специалистом был Стас Гордеев. В связи с этим вспоминается один анекдотический случай. По курсу технических средств судовождения наиболее сложными были два последних билета: № 40 «Поведение одногироскопного компаса на качке» и № 41 «Поведение двухгироскопного компаса на качке». Сложность заключалась в том, что нужно было вывести длиннющее дифференциальное уравнение, описывающее поведение одиночного или спаренного компасного гироскопа, а затем - не менее сложное уравнение морской качки, наложить их друг на друга и прокомментировать получившийся результат. И надо же такому случиться, что билет № 40 попался самому старшему из курсантов Вале Фролову, который пришел в ЛВИМУ после окончания средней мореходки и после нескольких лет плавания штурманом и капитаном на небольших судах с тем, чтобы получить диплом о высшем образовании. Теоретические курсы типа высшей математики, сопромата давались ему с большим трудом, и профессора, жалея его и уважая его возраст, потихонечку ставили ему в зачетную книжку «удовлетворительно». Согласно заведенному порядку, Валя Фролов строевым шагом подошел к столу профессора Смирнова и доложил: «курсант Фролов явился для сдачи госэкзамена». Он вытянул со стола билет и громко, так, чтобы слышали стоящие за дверью товарищи, отчеканил: «Билет № 40». «Идите к доске, готовьтесь», - говорит профессор. Валя долго протирает доску, пишет номер билета и погружается в размышление. В это время входит следующий экзаменующийся, докладывает, берет свой билет и становится к доске по соседству от Валентина. Затем, пользуясь тем, что профессор занят ответом другого курсанта, незаметно вместе с тряпкой для протирки доски передает Вале шпаргалку с ответом на билет № 40 с одной стороны и № 41 с другой. Валя аккуратненько переписывает содержание ответа на билет № 41, искусно маскируя свои действия периодическими «размышлениями» над материалом и т.д. Я как раз в это время находился в аудитории, готовя ответ на свой вопрос, и вижу, профессор Смирнов подходит к Вале Фролову и спрашивает: «У вас какой вопрос?». «Поведение одногироскопного компаса на качке», - отвечает Валя. Профессор какое-то время смотрит на доску, испещренную математическими выкладками с ответом на билет № 41, и, ничего не объясняя, (Евгений Леонидович - настоящий интеллигент и замечательный педагог) вдруг тихо предлагает: «Может, встретимся с вами в сентябре на переэкзаменовке?». «Согласен», - без всяких возражений отвечает Валя, кладя указку. То есть каждому из них всё стало ясно.

    И вот, наконец, настал торжественный момент, учеба закончена, состоялось и распределение. Из 150 поступивших на первый курс судоводительского факультета училище закончили менее 100 человек. Часть ребят была отчислена за неуспеваемость, кто-то ушел сам.

    Затем состоялась военно-морская стажировка. Она проходила на одной из военно-морских баз подводных лодок на Крайнем Севере. Нас всех в звании мичмана расписали по лодкам и обязали вместе с экипажами нести все тяготы морской службы с регулярными выходами в море. Поначалу, помню, все мы с непривычки регулярно набивали себе шишки, ударяясь головой о всяческие конструкции и запорные клапаны цистерн на подволоке лодки. Обретались стажеры, как правило, в четвертом отсеке, служившем столовой для рядового состава. Интересно было наблюдать, как бывалые матросы закусывают т.н. «птюхой» — это когда буханка белого хлеба сначала режется вдоль, а потом поперек и получающиеся четыре доли обильно намазываются маслом, а сверху ещё кладется колбаса, сыр или яйца. Количеством оставшихся птюх измерялось и время, оставшееся до ДМБ.

    После возвращения в училище мы вдруг узнали, что предстоит ещё встреча с командиром Ленинградской военно-морской базы с целью призыва определенной части выпускников на службу в ВМФ. Касалось это, естественно, лишь тех, кто ещё не служил. Нас по одному приглашали к адмиралу, командиру ЛенВМБ, рядом с которым находился и наш командир роты капитан второго ранга А.Ф. Черкашин. Понимая неотвратимость призыва на военно-морскую службу, мы уговорились, что будем проситься в гидрографию, все-таки ближе к нашему мирному профилю. Подошла моя очередь идти на встречу. «Готовы послужить на благо Родины?», - спрашивает адмирал. Отвечаю, как договорились, готов, мол, но только в гидрографии. «Ваше желание, говорит, будет учтено». Неясно только какое, желание служить в ВМФ вообще или именно в гидрографии. В дальнейшем оказалось, что имелось в виду первое.

    Оценивая сегодня уровень подготовки курсантов в училище, считаю, что программа обучения была классической, университетской. Много внимания уделялось высшей математике, сопромату, теории машин и механизмов и т.д. Даже чисто морские предметы, такие как навигация, навигационное оборудование и т.д., давались не столько в чисто прикладном виде, а с привлечением всего математического аппарата. Таким образом, выпускник мог в принципе применить полученные знания не только на флоте, но и в научно-исследовательских институтах, занимающихся спутниковой навигацией, ракетостроением с их гироазимутами, в судостроении и т.д. Кроме того, с учетом училищной программы военно-морской подготовки выпускники могли служить (и служили) в ВМФ.

    Материал предоставлен Центром патриотического воспитания, под
     редакцией отдела маркетинга и связей с общественностью

  • «Лига лекторов» от Российского общества «Знание»

    Сбор заявок на участие во втором сезоне «Лиги лекторов» Российского общества «Знание» проходит до 31 января, сообщает пресс-служба организации.

    Это всероссийский конкурс для просветителей, в рамках которого любой желающий может испытать свои силы в качестве лектора, улучшить навыки публичных выступлений и найти свою аудиторию. Регистрация на участие открыта на сайте.

    Заявки принимаются по восьми направлениям: карьера и бизнес, естественные науки, наука и технологии, медиа и маркетинг, социально-гуманитарные науки, культура и искусство, экология и благотворительность, спорт и ЗОЖ.

    Второй сезон «Лиги лекторов» включает в себя несколько этапов. Первый этап – сбор заявок – продлится до 31 января. На втором, дистанционном этапе члены экспертного совета выберут самые интересные видеолекции по наиболее актуальным темам. На третьем этапе в рамках онлайн-трансляции на платформе общества «Знание» участники конкурса прочтут короткие лекции для широкой аудитории.

    По результатам народного голосования и выбора экспертов в полуфинал пройдут 400 конкурсантов. Им предстоит продемонстрировать навыки публичного выступления на региональных площадках, где их будут оценивать приглашенные слушатели.

    Приглашаем курсантов и студентов, преподавателей ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова и всех желающих принять участие в акции.

    Официальный сайт

  • онлайн-викторина «Предупреждён — значит вооружён!»

    Награда нашла своего героя!!!

    В 2021 году прошла онлайн-викторина «Предупреждён — значит вооружён!», приуроченная ко Всероссийскому дню трезвости в рамках акции «Энциклопедия здоровья» для молодежи г.о.г. Воронеж в возрасте от 14 до 35 лет.

    Викторина проводилась в целях пропаганды здорового образа жизни и спорта, формирования сознательного и ответственного отношения к собственному здоровью, здоровью семьи и общества, профилактики асоциальных явлений в молодежной среде.

    Поздравляем студентку Воронежского филиала Богданову Елизавету, которая вошла в число победителей викторины!!!

  • «Море зовет преданных и неравнодушных»

    Мы продолжаем изучать историю. И сегодня более чем достойный повод к ней обратиться. Ровно 60 лет назад учебное судно «Полюс» Архангельского мореходного училища под руководством капитана Михаила Яковлева отправилось в плавание по маршруту Владивосток – Архангельск, имея на борту большую группу курсантов мореходных училищ.

    В Архангельск судно прибыло 10 июня 1962 года, оставив за кормой 18500 миль, пройдя 4 океана и 18 морей.

    Курсанты на пароходе не только учились и путешествовали, но и сдавали экзамены.

    Справка:

    Архангельское морское училище сейчас преобразовано в Арктический морской институт (филиал ГУМРФ)

    Михаил Иванович Яковлев (1926-1988) - капитан дальнего плавания, участник войны во Вьетнаме.

    Родился 12 ноября 1926 года в деревне Оводово Холмогорского сельсовета Архангельской губернии. В начале-середине 40-х годов плавал штурманом. В 1948 году окончил Архангельское мореходное училище, после чего работал вторым, старшим помощником капитана. В 1955 г. назначен капитаном строящегося в Финляндии парохода «Северная Двина» и в этом же году стал главным штурманом Северного морского пароходства. В 1961 году заочно окончил Ленинградское высшее инженерное морское училище имени адмирала С.О. Макарова.

    С 1958 года - капитан-наставник, затем начальник морской инспекции, а с 1962 года - вновь капитан-наставник. Под его руководством совершен ряд ответственных буксировок из Архангельска в порты Арктики. Успешно совершен переход учебного судна «Полюс», которое 18 января 1962 года отправилось в большое путешествие из Владивостока в Архангельск. В 1967 году в должности капитана теплохода «Кандалакша-лес» участвовал в выполнении заданий по доставке грузов во Вьетнам. Судно неоднократно подвергалось облетам и бомбардировкам американских самолетов во время стоянки в порту Хайфон.

    Много лет Михаил Яковлев работал капитаном-наставником-экспертом по аварийно-претензионной работе службы безопасности мореплавания Северного морского пароходства. С 1987 года на пенсии.

    Награжден орденами Трудового Красного Знамени (1973, за участие в войне во Вьетнаме), "Знаком Почета" (1966), медалями, знаком "Почетный работник морского флота".

    Скончался 1 февраля 1988 года. Похоронен в Архангельске на Жаровихинском кладбище.

    В 1996 г. в состав флота ОАО «Северное морское пароходство» вошел теплоход «Капитан Яковлев», построенный на Выборгском судостроительном заводе.

  • Вспоминая легендарную практику

    Мы продолжаем изучать историю. И сегодня более чем достойный повод к ней обратиться. Ровно 60 лет назад учебное судно «Полюс» Архангельского мореходного училища под руководством капитана Михаила Яковлева отправилось в плавание по маршруту Владивосток – Архангельск, имея на борту большую группу курсантов мореходных училищ.

    В Архангельск судно прибыло 10 июня 1962 года, оставив за кормой 18500 миль, пройдя 4 океана и 18 морей.

    Курсанты на пароходе не только учились и путешествовали, но и сдавали экзамены.

    Справка:

    Архангельское морское училище сейчас преобразовано в Арктический морской институт (филиал ГУМРФ)

    Михаил Иванович Яковлев (1926-1988) - капитан дальнего плавания, участник войны во Вьетнаме.

    Родился 12 ноября 1926 года в деревне Оводово Холмогорского сельсовета Архангельской губернии. В начале-середине 40-х годов плавал штурманом. В 1948 году окончил Архангельское мореходное училище, после чего работал вторым, старшим помощником капитана. В 1955 г. назначен капитаном строящегося в Финляндии парохода «Северная Двина» и в этом же году стал главным штурманом Северного морского пароходства. В 1961 году заочно окончил Ленинградское высшее инженерное морское училище имени адмирала С.О. Макарова.

    С 1958 года - капитан-наставник, затем начальник морской инспекции, а с 1962 года - вновь капитан-наставник. Под его руководством совершен ряд ответственных буксировок из Архангельска в порты Арктики. Успешно совершен переход учебного судна «Полюс», которое 18 января 1962 года отправилось в большое путешествие из Владивостока в Архангельск. В 1967 году в должности капитана теплохода «Кандалакша-лес» участвовал в выполнении заданий по доставке грузов во Вьетнам. Судно неоднократно подвергалось облетам и бомбардировкам американских самолетов во время стоянки в порту Хайфон.

    Много лет Михаил Яковлев работал капитаном-наставником-экспертом по аварийно-претензионной работе службы безопасности мореплавания Северного морского пароходства. С 1987 года на пенсии.

    Награжден орденами Трудового Красного Знамени (1973, за участие в войне во Вьетнаме), "Знаком Почета" (1966), медалями, знаком "Почетный работник морского флота".

    Скончался 1 февраля 1988 года. Похоронен в Архангельске на Жаровихинском кладбище.

    В 1996 г. в состав флота ОАО «Северное морское пароходство» вошел теплоход «Капитан Яковлев», построенный на Выборгском судостроительном заводе.

  • 300 лет прокуратуре России

    12 января в России отмечается День работника прокуратуры. В 2022 году он совпадает с юбилейной датой - 300-летием с момента основания ведомства.

    Ректор Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова Сергей Барышников поздравляет работников Генеральной прокуратуры Российской Федерации со знаменательным днем.

  • На календаре историческая дата

    Сегодня в истории Великой Отечественной войны поистине знаменательная дата. Этот день напоминает о подвиге советского народа и о роли солидарности стран Антигитлеровской коалиции в разгроме общего врага. Ровно 80 лет назад, 12 января 1942 года, Мурманск принял первый союзный конвой PQ-7A с грузами. Северный город стал одним из важнейших транспортных узлов того времени.

    В экстремальных условиях войны моряки и портовики смогли обеспечить поставку более двух миллионов тонн грузов союзной помощи в СССР. Суда, с которыми приходилось иметь дело, для тех лет считались крупнотоннажными.

    Эти результаты труда стоили многим жизни – погибли сотни мурманских портовиков, более 300 получили ранения. И это лишний раз напоминает о героизме наших соотечественников не только на фронте, но и в тылу. Для приближения Победы он бесценен. Он сравним с подвигом солдат на передовой линии фронта.

    Для многих сотен моряков могилой стали холодные арктические воды. Погибли десять судов Мурманского пароходства, в полном составе — экипажи пароходов «Ижора», «Куйбышев», «Кузнец Лесов», почти все моряки ледокольного парохода «А.Сибиряков», теплохода «Циолковский», парохода «Пролетарий»¸ моряки других судов.

    Своими слаженными отважными действиями мурманчане привлекли внимание немецкого командования. Начались регулярные налеты авиации, пик которых пришелся на июнь 1942 года.

    Подвиг моряков Северного флота и работников Мурманского морского торгового пароходства почитаем не только в нашей стране, но и во всем мире. Они стали примером стойкости и воли к победе. По морской традиции, в этот день принято спускать памятные венки на воду Кольского залива с буксира.

  • 173-я годовщина со дня рождения адмирала Степана Осиповича Макарова – флотоводца, исследователя, ученого.

    173-я годовщина со дня рождения адмирала Степана Осиповича Макарова – флотоводца, исследователя, ученого.

     

    Степан Осипович Макаров родился в Николаеве, на побережье Черного моря, 8 января 1849 года (27 декабря 1848года по старому стилю) в семье выслужившегося из нижних чинов флота прапорщика Осипа Федоровича, женатого на дочери отставного унтер-офицера.14 июня 1858 года Степан поступает в низшее отделение Николаевского морского училища в Николаевск-на-Амуре, которое готовило офицеров корпуса флотских штурманов. 14 июня 1867 года по особому Высочайшему повелению фельдфебель Макаров был произведен в гардемарины. В 1867 году в «Морском сборнике» была напечатана статья Макарова «Инструмент Аткинса для определения девиации в море», это была первая публикация

    С.О. Макарова. В 1869 г. Макаров успешно сдал экзамены за курс Морского корпуса и 24 мая 1869 года был произведен в мичманы. Начальник броненосной эскадры адмирал Г.И.Бутаков представил молодого мичмана к производству за отличие в следующий чин, С.О. Макаров 1 января 1871 стал лейтенантом. В период русско-турецкой войны 1877 -1878 годов командир парохода «Великий Князь Константин» лейтенант Макаров за успешные действия против турецкого флота менее чем за год получил: золотую саблю «За храбрость», орден Святого Владимира 4 степени с мечами и бантом, орден Святого Георгия 4 степени, чины капитан-лейтенанта, капитана 2 ранга и звание флигель-адъютанта. В 1881 г. Макаров был назначен командиром парохода «Тамань», стоявшего в Константинополе, в этот период капитан 2 ранга Макаров изучал течения в проливе Босфор. В результате за трактат «Двойственные течения в проливах», Макаров был удостоен академией наук неполной Макарьевской премией. Следующий этап жизни Степана Осиповича Макарова связана с корветом «Витязь». 31 августа 1886 года корвет «Витязь» под командованием Макарова поднял якорь и вышел в кругосветное плавание. Кругосветное плавание продолжалось в общей сложности 993 дня. «Витязь» пересек три океана, победил шторма и туманы, посетил самые отдаленные моря и берега. За период кругосветного плавания, было пройдено около 60тыс. миль, из них под парусами – больше 25тыс. миль. Из 993 дней плавания корвет провел на ходу 526 дней, на якоре – 457. За это время было выполнено 254 глубоководных станции (с 493 сериями наблюдений). За свой труд «О гидрологических работах, произведенных на корвете «Витязь», которая была высоко оценена научной общественностью, Академия наук присудила контр-адмиралу С.О.Макарову Макарьевскую премию, а Русское географическое общество наградило – золотой медалью. В период с 1890 года по 1894 года С.О. Макаров (младший флагман Балтийского флота, главный инспектор морской артиллерии) своей главной заслугой в должности главного инспектора морской артиллерии С.О. Макаров считал изобретение колпачков на снаряды.

    В 1896 г. контр-адмирал Макаров получил назначение в Кронштадт старшим флагманом 1-й флотской дивизии. Летом 1896 г. Степан Осипович Макаров производится в вице-адмиралы. В 1896-1897 гг. вице-адмирал Макаров выступал с лекциями «Рассуждение по вопросам морской тактики», которые стали основой опубликованного в 1897 г. капитального труда «Рассуждение по вопросам морской тактики». Много внимания Макаров также уделил влиянию морального фактора на победу в морском бою. Труд был переведен на многие иностранные языки.

    В начале 90-х годов Макаров заинтересовался идеей создания ледокола, способного бороться с полярными льдами. В 1897 г. в Петербургской академии наук выходит труд Макарова – «Об исследовании Северного Ледовитого океана при помощи ледоколов». В ноябре 1897года правительство, наконец, выделяет деньги на постройку ледокола, и комиссия (Д. И. Менделеев, инженеры Н. И. Янковский и Р. И. Рунеберг, адмирал Ф. Ф. Врангель и другие) во главе с С.О. Макаровым приступает к разработке технических условий. Из-за отсутствия опыта строительства у отечественных судостроителей, было принято решение строить ледокол за границей, в Англии. 28 декабря 1897 г. с английской фирмы «Армстронг и Витворт» (г.Ньюкасл) был заключен договор о постройке ледокола. Макаров лично наблюдал за постройкой корабля и внес ряд ценнейших предложений и усовершенствований в конструкцию ледокола. 19 февраля 1899 на ледоколе был поднят коммерческий флаг («Ермак» был причислен к министерству финансов и в состав военно-морского флота не входил). В марте 1899 г. Макаров на «Ермаке» совершил переход из Ньюкасла в Кронштадт, преодолев льды Финского залива, и затем совершил поход в Ревель, высвободив из льдов 20 пароходов. Летом 1901 г. после капитальной перестройки носовой части «Ермака» Макаров плавал на нем в Баренцевом море, в очень тяжелых ледовых условиях дважды подходил к Земле Франца-Иосифа и дважды к северо-западному берегу Новой Земли. В 1901 г. Макаров издает книгу «Ермак» во льдах». Исследования Макарова показали, какие огромные возможности для науки открывал мощный ледокол. В декабре 1899 г. вице-адмирал С.О.Макаров был назначен главным командиром Кронштадтского порта и военным губернатором Кронштадта. При спасении броненосца береговой обороны «Генерал-адмирал Апраксин» у острова Гогланд по предложению Макарова было впервые на практике использовано, изобретенное А.С.Поповым, радио.

    1 февраля 1904 года вице-адмирал Макаров специальным нарочным получает высочайшее уведомление о том, что государь Николай II назначил его командующим Тихоокеанским флотом. Утром 24 февраля флаг командующего взвился на мачте быстроходного крейсера "Аскольд" в Порт-Артуре. На боевых кораблях эскадры такой жест оценили по достоинству - жди активных наступательных действий.

    В ночь на 31 марта 1904 года в 8 часов 40 минут стала видна эскадра противника. Соотношение сил было не в пользу русского флота, и Макаров принимает решение дать бой под прикрытием сильных береговых батарей Порт-Артура. В 9 часов 30 минут русские корабли находились в двух милях от берега и выстраивались в боевую линию. Все ожидали приближения неприятельской эскадры и начала боя. Адмирал Макаров был полон решимости дать в этот день генеральный бой флоту адмирала Того. 9 часов 43 минуты. У правого борта "Петропавловска" раздался взрыв. Над броненосцем мгновенно вырос громадный, раза в два превышающий его высоту, столб черно-бурого дыма и пламени, который совершенно окутал корабль. Затем под мостиком корабля раздался еще один взрыв — более мощный и звучный. Из середины "Петропавловска" выплеснулась масса огня с желто-зеленым и бурым дымом. В 9 часов 45 минут броненосец начал быстро уходить под воду объятый пламенем…

    В 1913 году Степану Осиповичу Макарову в Кронштадте был возведен памятник работы замечательного скульптора Шервуда. На памятнике начертано: "Помни войну!".

    Именем Макарова названы 17 географических объектов, в том числе остров в Карском море, бухта на острове Итуруп (Курильская гряда), горы на Шпицбергене, два мыса на Новой Земле, котловина в центре Северного Ледовитого океана, город на Сахалине, ледоколы, суда и корабли.

    Перу Степана Осиповича Макарова принадлежат 54 изданные работы.

    В 1949 г. отмечалось 50-летие трудовой деятельности ледокола «Ермак». В приказе Начальника Главного Управления СМП при СМ СССР № 171 от 29.03.1949 г. говорилось: «В связи с 50-летием работы первого русского ледокола «Ермак» Совет Министров постановляет:

    1. Присвоить Высшему арктическому морскому училищу имя АДМИРАЛА МАКАРОВА по проекту и, под руководством которого был построен ледокол «Ермак»».

    Таким образом, уже 72 года наше учебное заведение носит славное имя вице-адмирала С. О. Макарова.

    20 мая 2016 года в день 140-летия создания мореходных классов при Санкт-Петербургском яхт-клубе в нашем Университете был открыт историко-патриотический комплекс, который включает в себя памятник адмиралу С.О. Макарова и «Мемориальный зал адмирала С.О. Макарова».

    Памятник прославленному адмиралу был изготовлен и установлен на средства сотрудников, курсантов, студентов, ветеранов и выпускников университета.

    В мемориальном зале собраны материалы о жизни и деятельности адмирала С.О. Макарова: парадный мундир капитана 1-го ранга 1880-х годов и наградами

    С.О. Макарова; муляж золотой сабли «За храбрость», образцы всех погон – от звания гардемарин до вице-адмирала (в том числе и свитские погоны и гвардейские погоны); копии картин кораблей, на которых совершал плавание Макаров, портреты адмиралов и ученых, с которыми С.О. Макаров служил, работал; копии документов Государственного архива военно-морского флота, касающихся жизни и деятельности Макарова, фотографии членов семьи С.О.Макарова. В зале установлены модели броненосца «Петропавловск», корвета «Витязь», парохода «Великий Князь Константин».

    Сегодня историко-патриотический комплекс адмирала С.О.Макарова задействован на 100% - прием делегаций и почетных гостей Университета, встречи выпускников прошлых лет, и конечно экскурсии для жителей Санкт-Петербурга и учащихся учебных заведений.

    В заключение хочется привести высказывания адмирала Степана Осиповича Макарова: «Сила флота не в громадах, не в бронированных «армадах» - сила в духе и сердцах …».

    «Живи заветами своих великих предков, изучай явления обессмертивших свое имя мореплавателей и полководцев. Учись непрерывно в течение всей своей жизни, учись сам и учи других. Учись сам помочь себе во всех делах и случаях. Все, что ты будешь требовать от своих подчиненных, ты должен уметь безукоризненно выполнять сам, иначе нельзя будет правильно руководить и командовать ими. Ты должен хорошо знать каждого своего подчиненного, памятуя, что люди не бараны, и у каждого есть свои особенности и склонности к тому или иному делу, в соответствии с чем, ты должен с них спрашивать и распределять обязанности по специальности…».

    В ГУМРФ имени адмирала С.О.Макарова хранят и приумножают традиции адмирала С.О.Макарова:

    - проводится ежегодная церемония «Посвящение в курсанты» первокурсников не раз проходила на Якорной площади г.Кронштадт у Памятника адмиралу С.О.Макарову с его заветом: «Помни войну», обязывая ребят вдвойне гордиться принадлежностью к российскому флоту и славному имени легендарного адмирала.

    - ежегодно во всех учебных городках организованно проходят торжественно-траурные мероприятия, посвященные Дню памяти адмирала С.О. Макарова - дню гибели прославленного адмирала на эскадренном броненосце «Петропавловск». В этом году в Университете отмечали 172-годовщину со дня рождения адмирала С.О. Макарова и 117-ю годовщину его гибели на броненосце «Петропавловск».

    - стало традицией проводить ежегодные Международные научно-практические конференции «Макаровские чтения» с приглашением для участия в них и выступления сотрудников Центральной военно-морской библиотеки, Центрального военно-морского музея, Санкт-Петербургского отделения Русского географического общества, Российского Государственного Архива военно-морского флота и других морских организаций и морских военно-учебных заведений;

    - известный наказ «В море - значит дома», который в другом варианте звучит: «В море я у себя дома, а на берегу в гостях» - в полной мере претворяется в прохождении нашими курсантами учебных практик и стажировок на судах морского флота, в том числе в ежегодных дальних морских походах на ПУС «МИР», включая духовно-патриотические;

    - проводится ежегодная яхтенная парусная регата на кубок адмирала С.О. Макарова;

    - и многие, многие другие мероприятия организовываются и проводятся с обучающимися университета за годы их становления, как личности в университете.

    С.О.Макаров среди матросов эскадренного броненосца «Петр Великий»

    Ледокол «Ермак» в Санкт-Петербурге

    Командующий флотом Тихого океана вице-адмирал С.О.Макаров, начальник временного Морского штаба наместник на Дальнем Востоке контр-адмирал В.К.Витгерт на палубе «Петропавловска» 1904г.

Поступи онлайн!