Главная

ruen

Воронежский филиал
Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования
«Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова»

Михаил Ненашев: «Понятие "национальная морская политика" шире, чем "государственная морская политика". Национальная - значит, так считает народ»

О том, как мы чуть было не выплеснули флот вместе с политической системой, о том, как спасали морской тральщик «Валентин Пикуль» и по собственной инициативе профинансировали строительство пограничных кораблей «Ханты-Мансийск» и «Югра», о народных корнях Морской доктрины, а также о том, почему только 2% нашего экспорта перевозят под национальным флагом, еженедельнику «Звезда» рассказал председатель Общероссийского Движения Поддержки Флота капитан 1 ранга запаса Михаил Ненашев
22 мая 2020, 06:05
Михаил Ненашев: «Понятие "национальная морская политика" шире, чем "государственная морская политика". Национальная - значит, так считает народ»
© Фото из личного архива Михаила Ненашева
Председатель Общероссийского Движения Поддержки Флота капитан 1 ранга запаса Михаил Ненашев.

«Сильный флот - фактор сильных политических позиций в мире и фактор промышленного и научного развития Отечества»

- Общероссийское Движение Поддержки Флота (ДПФ) появилось на свет в сентябре 1991 года, когда практичные люди уже думали о приватизации госсобственности. А могучий советский ВМФ, сами, Михаил Петрович, знаете, мало кого интересовал, в том числе и по идеологическим соображениям. Кроме того, считалось, что «сухопутной России» корабли и подводные лодки совершенно ни к чему. Да и от кого защищаться, если Америка была объявлена стратегическим партнёром на все времена?

- Мои единомышленники, с кем мы создавали ДПФ, не разделяли ту ущербную, неприемлемую для русских офицеров политику. Мы были убеждены, что стране нужна новая политическая система, но и мощный флот для тысячелетней России - жизненная необходимость! Также, как не обойтись без сильной армии, без высококачественной оборонной промышленности, эффективной правоохранительной системы и спецслужб. И мы, как могли, вразумляли тех, кто кричал «штык в землю!» и намеревался пустить корабли на иголки. На мой взгляд, реальная демократия не противоречит сильному государству.

Сильный флот для нашей страны - фактор сильных политических позиций в мире и фактор промышленного и научного развития Отечества.

- Перефразируя классика, всякая демократия лишь тогда чего-нибудь стоит, если она умеет защищаться?

- Сейчас патриотизм снова в моде. А ведь осознание защиты своего дома, своего Отечества должно быть естественным, не казённым, не по указанию начальства. А то здесь патриотизм, а там что-то «другое»…

К огромному сожалению, у нас всегда так: то мы втаптываем в грязь исторический путь государства, то пытаемся лепить культ из прошлого, а надо его осмысливать, извлекая уроки. Одной из многих проблем нашего общества является отсутствие желания развивать свою страну, опираясь на родную почву, используя при этом лучшие достижения других народов.
Общероссийское Движение Поддержки Флота  (ДПФ) появилось на свет в сентябре 1991 года.
© flot.com
Общероссийское Движение Поддержки Флота  (ДПФ) появилось на свет в сентябре 1991 года.

В 1991 году патриотизм и государственность не были актуальны, поэтому создание Движения Поддержки Флота, а тогда мы именовались Общественным Советом по подготовке к 300-летию Российского Флота, было воспринято в диапазоне: от зачем это надо, ведь кругом мир и нам никто не угрожает, до оценок, что вот молодцы - в такую годину взялись за неподъёмное дело. А сильный флот для нашей страны - фактор сильных политических позиций в мире и фактор промышленного и научного развития Отечества.

С самого начала мы не делили Флот России на военный и гражданский, как это было прежде. Мы всех, кто ходит по морям, по рекам, кто строит корабли и суда стремились объединить в один общественно-государственный вектор. А начали с программы действий, которую можно обозначить так: общество - власть - флот. Это направление мы выдерживаем вот уже двадцать девятый год.

- А не опасались, что сил не хватит? Всё-таки флот - это не подшефная фабрика. Размер совсем другой.

- Среди первых наших шагов были обращения как к руководству страны и руководству регионов, так и к ведущим общественным, политическим силам, к предпринимательским структурам с предложением объединить возможности для сохранения основных сил и мощностей флота. Одновременно мы обратились к руководству конкретных предприятий и компаний, которые располагали определёнными ресурсами, чтобы они оказывали шефскую помощь конкретным кораблям и частям.

«В приоритете нашего движения всегда остаётся работа с молодёжью».
© gov.spb.ru
«В приоритете нашего движения всегда остаётся работа с молодёжью».

В приоритете нашего движения всегда остаётся работа с молодёжью. Вот почему мы в то архитрудное время начали оказывать поддержку Нахимовскому училищу. Вместе с другими организациями собрали для училищной библиотеки книги, учредили стипендии для нахимовцев, организовывали другие акции поддержки. Не могу не привести один пример. В середине 1990-х по нашей инициативе столичный ГУМ поддерживал на регулярной основе Кольскую флотилию Северного Флота. Ценна была эта помощь и тем, что направляя машины с товарами (телевизоры, аппаратура для домов офицеров, продовольственные наборы к праздникам и многое другое), руководство ГУМа демонстрировало здоровое отношение части российского предпринимательства к ВМФ.

«Благодаря флотской общественности был достроен, а не пущен на металлолом, как уже собирались, морской тральщик «Валентин Пикуль»

- Особых экономических ресурсов у страны тогда не было. Как вашей команде удалось вовлечь в дело поддержки флота такие силы?

- Во-первых, мы стремились всюду доносить идею, что Россия без флота не может быть великой. Но флот нам нужен не ради завоеваний, а для защиты и как ресурс в глобальной конкуренции. Второе: наше объединение было создано по инициативе людей флота - военных моряков, судостроителей, судоремонтников, моряков-транспортников, речников, рыбаков, морских учёных, а не по указанию или по чьей-либо рекомендации. Это было проявление реальной флотской солидарности.

«Флот нам нужен не ради завоеваний, а для защиты и как ресурс в глобальной конкуренции».
© mil.ru
«Флот нам нужен не ради завоеваний, а для защиты и как ресурс в глобальной конкуренции».

- Глас народа, хотите сказать?

- И глас, и наказ. Если без пафоса, то именно благодаря флотской общественности был достроен, а не пущен на металлолом, как уже собирались, морской тральщик «Валентин Пикуль». Надо отметить, что сбор средств на его достройку, который мы объявили, стал для соответствующих государственных структур своего рода укором. Люди говорили: как же так, народ несёт последние рубли, а Минфин не может выделить средства на почти готовые корабли. Эта акция на многое тогда повлияла. Даже появился указ президента России по содействию достройке кораблей. Улучшилась атмосфера и с финансированием достройки атомного ракетного крейсера «Пётр Великий», новых больших противолодочных кораблей. Удалось и ряд регионов России вовлечь в этот общенациональный флотский проект.  Пограничные корабли «Ханты-Мансийск» и «Югра» достраивались на средства Ханты-Мансийского автономного округа, где региональный парламент в то время возглавлял Сергей Семёнович Собянин, а губернатором был Александр Васильевич Филиппенко. Эти корабли и сегодня несут свою морскую вахту.

Атомный ракетный крейсер «Пётр Великий».
© mil.ru
Атомный ракетный крейсер «Пётр Великий».

- В документах Движения Поддержки Флота часто употребляется термин «национальная морская политика». Но вы же общественное объединение. А где же были соответствующие государственные морские структуры?

- Этот термин был сформулирован на Всероссийской морской конференции 30 марта 1999 года после восьми лет обсуждений и дискуссий. Максима «национальная и морская политика» объёмнее, глубже, чем любой другой термин в этой сфере. Национальная - значит, так считает народ, а власть оформляет эту позицию в виде стратегии, доктрины. Но было в нашей многовековой истории и такое, когда высокое начальство считало, что для страны хватит и армии.

- А с вашей позицией сейчас считаются?

- Наше Движение охватывает более 60 регионов из 85. Такое представительство позволяет заявлять общественную позицию по самым актуальным флотским проблемам. И мы опираемся на огромный опыт наших великих предков. Не я, а сподвижник Петра Великого Феофан Прокопович особо заметил, что в любой русской деревне, расположенной на берегу реки, обязательно можно увидеть у причала лодку.

Россия тоже расположена на берегу - только океанов: Северного Ледовитого, Тихого и Атлантического - через Балтийское, Средиземное моря. Вот поэтому Россия - великая морская, океанская держава.

- И речная…

Без речного транспорта такой геополитический проект, как «Сила Сибири», осуществить было бы невозможно.
© gazprom.ru
Без речного транспорта такой геополитический проект, как «Сила Сибири», осуществить было бы невозможно.

- Речная тоже. А разве другим образом мы могли бы воссоединиться с Сибирским, Дальневосточным краями, с Камчаткой и Сахалином? По рекам и озёрам - других путей не было. Да и сегодня реки - самые удобные коммуникации. Спросите газпромовцев, и они ответят, что без речного транспорта такой геополитический проект, как «Сила Сибири», осуществить было бы невозможно. Все нестандартные  агрегаты доставлялись на стройплощадки преимущественно нашим речным флотом.  Другой пример - Волга, наша главная внутренняя водная артерия, которая работает не только на экономику, туризм, но и на оборону страны. В Нижнем Новгороде и ряде других приволжских городов расположены предприятия военно-промышленного комплекса. Например, Зеленодольский завод, где строят корабли и суда военного назначения и по Волге отправляют к местам службы.

Волжское судоходство под угрозой.
© pixabay.com
Волжское судоходство под угрозой.

- Говорят, Волга обмелела и уже не полностью судоходна?

- Проблема очень остра. На Госсовете России президент дал ряд указаний, чтобы решить этот комплекс сложнейших вопросов. Волжское судоходство под угрозой и из-за образовавшихся проблем в районе Нижегородского гидроузла, и в связи с отсутствием системных, дноуглубительных работ, и по ряду других проблем. Общее понимание масштаба проблем есть, но беда в отсутствии реального согласования и эффективной работы. А Волга ждёт…

«Нам важно, чтобы «морская философия» овладела не только флотскими кадрами, но и руководством»

- Считаете, понятие «национальная морская политика» прижилось и прочно вошло в обиход? А что на этот счёт думают в адмиральских кабинетах?

- С большим трудом продвигается понимание о необходимости мыслить масштабами океанской страны. Что вы хотите, если ещё двадцать восемь лет назад в этой области обсуждений не было. Но изменения всё-таки есть. Была у меня дискуссия с одним военно-морским начальником в конце 1990-х. Я говорил, что военно-морская политика - составная часть национальной морской политики. Он доказывал, что не может быть другой политики, кроме военно-морской. И вдруг спустя два года узнаю, что этот начальник собирается защищать диссертацию по теме «Национальная морская политика». Впрочем, я уже привык, что многие наши идеи проходят три стадии: «этого не может быть!», потом - «в этом что-то есть!» и третья, - «мы тоже так считали!».

Морская доктрина и правительственные программы флотской направленности.
© marine.gov.ru
Морская доктрина и правительственные программы флотской направленности.

- То есть слишком далеко вперёд смотрите?

- Мы за атмосферу открытого, принципиального осмысления и содержательного формулирования предложений институтам власти и общества. Например, в 1998-1999 гг., во время подготовки и проведения Морской конференции, ДПФ совместно с представителями других структур выдвинуло идею создать Морскую коллегию, учредить Морской орден и другие инициативы, которые поддержал ряд флотских начальников. Так появилась Морская доктрина и правительственные программы флотской направленности. Наше движение работает в интересах всего морского сообщества, нам важно, чтобы «морская философия» овладела не только флотскими кадрами, но и руководством.

Но начинать надо всё равно с самого морского сообщества. К примеру, если бы внутри морского сообщества было бы взаимодействие, ВМФ России давно бы получил в свой состав атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов», проходящий модернизацию. 

У Объединённой судостроительной корпорации соответствующие мощности имеются, но нет денег на модернизацию - при распределении военного бюджета ВМФ традиционно обделяют.

Атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов» в настоящее время проходит модернизацию.
© ТРК ВС РФ «ЗВЕЗДА»
Атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов» в настоящее время проходит модернизацию.

- Так, может, сейчас нам нужны совсем другие корабли на море? Кстати, флотоводцы уже разобрались с авианосцами? Будем строить или всё завершится на стадии проектирования?

- Уже есть проекты новых авианосцев, но споры и дискуссии продолжаются. Ведь нужен качественный диалог, объективное обсуждение проблем. А пока нет единого понимания, то почти бесполезно доказывать на правительственном уровне необходимость выделения ресурсов для строительства авианосца.

- Ну, разберётесь. А где сейчас строить авианосцы, если Николаев отделился вместе с Украиной?

- В Николаеве авианосцы строили потому, что надо было трудоустроить густонаселённый юг большой страны и создать судостроительную базу для Черноморского Флота. А соответствующие мощности есть и были у нас в Питере, в Северодвинске. А сейчас в Большом Камне под Владивостоком создаётся мощная верфь XXI века. Я был недавно там - впечатляет. И здесь нужна политическая воля и ритмичное финансирование, перспективные технологии и кадры. Не просто специалисты, а такие корабелы, как Журбины из фильма «Большая родня». Патриоты и своей профессии, и своей страны. Ну и флота, конечно же. Вот почему ДПФ активно пропагандирует отечественную маринистику.

В Большом Камне под Владивостоком создаётся мощная верфь XXI века.
© sskzvezda.ru
В Большом Камне под Владивостоком создаётся мощная верфь XXI века.

«В народном флоте - в клубах юных моряков и юношеских центрах многие начинают путь в моря и океаны»

- Кстати, о патриотизме. А вот сколько российских судов ходят под национальным флагом? Сколько наших же грузов перевозят?

- Это старая проблема. Даже в середине 1990-х годов под национальным флагом мы транспортировали около 10% грузов, контролируемых российскими собственниками, а в 2020 году такими судами перевозится около 2% отечественного экспорта. Не «могут» власти пока переубедить судовладельцев ходить под национальным флагом. Похожая история с рыбаками, которые добывают морепродукты в нашей же экономической зоне на судах, преимущественно приписанных к офшорам или же в чистом виде принадлежащих иностранцам. Но наконец-то выдвинуто условие: хотите добывать рыбу и краба в российских водах, стройте суда на наших верфях.

В клубах юных моряков и юношеских центрах многие начинают путь в моря и  океаны.
© msawt.ru
В клубах юных моряков и юношеских центрах многие начинают путь в моря и  океаны.

- С какой целью вы ввели в оборот термин - «народный флот» или «яхтинг»? Чтобы всех посчитать и при необходимости мобилизовать для военных целей?

- Эта сфера также нуждается в государственной поддержке, потому что народный флот - яхтинг объединяет более десяти миллионов наших соотечественников. Кстати, именно в народном флоте - в клубах юных моряков и юношеских центрах многие начинают путь в моря и океаны. И помогают им старшие товарищи, отслужившие в ВМФ. 

По нашим оценкам, порядка 100 тысяч военных моряков, моряков-пограничников, уволившись с военной службы, ныне работают в Морском транспортном и Речном и Рыбопромысловом флотах, в судостроительной, судоремонтной промышленности и в морской науке. Например, среди лучших капитанов «Совкомфлота» - бывший командир российской атомной подводной лодки.

интернет-издание «Еженедельник «ЗВЕЗДА», 22 мая 2020 г., 06

НОВОСТИ

«НОВЫЕ ИМЕНА В НАУКЕ 2025» И «ЛУЧШАЯ НАУЧНАЯ РАБОТА 2025» «НОВЫЕ ИМЕНА В НАУКЕ 2025» И «ЛУЧШАЯ НАУЧНАЯ РАБОТА 2025» 24.12.25 - «НОВЫЕ ИМЕНА В НАУКЕ 2025» И «ЛУЧШАЯ НАУЧНАЯ РАБОТА 2025» 25 ноября 2025 года студентка 1 курса, обучающаяся по направлению подготовки Юриспруденция, Колесникова Мария приняла участие в Международном научно-исследовательском конкурсе «Новые имена в науке 2025» с научной работой на тему «Пиратство как морское преступление: международный и национальный аспекты правового регулирования». 10 декабря 2025 года студентка 1 курса, обучающаяся по направлению подготовки Юриспруденция, Болекова Аминат приняла участие в XXIII Международном научно-иссл... ПОДРОБНО
ВОРОНЕЖСКИЙ ФИЛИАЛ ГУМРФ В MAX ВОРОНЕЖСКИЙ ФИЛИАЛ ГУМРФ В MAX 23.12.25 - ВОРОНЕЖСКИЙ ФИЛИАЛ ГУМРФ В MAX Присоединяйтесь к официальному каналу Воронежского филиала ГУМРФ в MAX — узнавайте о событиях первыми! Социальные сети Воронежского филиала ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова: ⚓ MAX: https://max.ru/id7805029012_gos5 ⚓ ВКонтакте: https://vk.com/vrngumrf Социальные сети ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова: ⚓ MAX: https://max.ru/gumrf ⚓ ВКонтакте: https://vk.com/gumrf ⚓ Телеграмм: https://t.me/gumrf_offi Title of the document table { border: 1px solid #001980; width: 100%; border-collapse: collapse; } td { border: 1px solid #001980; ... ПОДРОБНО
СОВМЕСТНОЕ ЗАСЕДАНИЕ КОЛЛЕГИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА И ОБЩЕСТВЕННОГО СОВЕТА ПРИ... СОВМЕСТНОЕ ЗАСЕДАНИЕ КОЛЛЕГИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА И ОБЩЕСТВЕННОГО СОВЕТА ПРИ РОСМОРРЕЧФЛОТЕ СОСТОЯЛОСЬ В МОСКВЕ 22.12.25 - СОВМЕСТНОЕ ЗАСЕДАНИЕ КОЛЛЕГИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА И ОБЩЕСТВЕННОГО СОВЕТА ПРИ РОСМОРРЕЧФЛОТЕ СОСТОЯЛОСЬ В МОСКВЕ Вопросы безопасности судоходства на море и внутренних водных путях, развитие инфраструктуры морских портов в новых регионах, а также итоги приёмной кампании в отраслевых учебных заведениях обсудили на совместном заседании Коллегии Федерального агентства морского и речного транспорта и Общественного совета при Росморречфлоте. Участие в заседании приняли заместитель Министра тран... ПОДРОБНО
НОВОГОДНИЙ КВИЗ НОВОГОДНИЙ КВИЗ 22.12.25 - НОВОГОДНИЙ КВИЗ 15 декабря в Областном молодежном центре состоялся новогодний квиз из серии игр патриотической направленности, в котором приняли участие команды высших учебных заведений г. Воронежа. Воронежский филиал ГУМРФ представила команда студентов 1 курса: Болекова Аминат, Зубок Ксения, Колесникова Мария, Плахотина Вероника, Сидорова Надежда и Стегленко Дарья. Игра включала в себя различные тематические блоки: участники вспоминали популярные новогодние песни, фильмы, а также традиции празднования Нового года и Рождества в... ПОДРОБНО
ПЕРВЫМ ПРОРЕКТОРОМ МАКАРОВКИ НАЗНАЧЕН СЕРГЕЙ АЙЗИНОВ ПЕРВЫМ ПРОРЕКТОРОМ МАКАРОВКИ НАЗНАЧЕН СЕРГЕЙ АЙЗИНОВ 22.12.25 - ПЕРВЫМ ПРОРЕКТОРОМ МАКАРОВКИ НАЗНАЧЕН СЕРГЕЙ АЙЗИНОВ Первым проректором Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова назначен Сергей Айзинов. Ранее он занимал должности директора Института дополнительного профессионального образования и начальника Морского учебно-тренажерного центра ГУМРФ. Сергей Айзинов – выпускник радиотехнического факультета ЛВИМУ имени адмирала С.О. Макарова, кандидат технических наук, имеет международную степень Master of Business Administration. Автор публикаций в научных из... ПОДРОБНО
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ИДЕОЛОГИИ ТЕРРОРИЗМА ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ИДЕОЛОГИИ ТЕРРОРИЗМА 19.12.25 - ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ИДЕОЛОГИИ ТЕРРОРИЗМА В начале декабря 2025 года доцент кафедры правовых и гуманитарных наук О.Е. Анисимова, специалист по воспитательной работе В.А. Козинцева, специалист по учебной работе Е.С. Войтенок приняли участие в образовательной программе «Школа лектора» по вопросам противодействия идеологии терроризма в образовательной сфере и молодежной среде. Мероприятие проводили три представителя познавательного Национального центра информационного противодействия терроризму и экстремизму в образовательной... ПОДРОБНО
ВСЕРОССИЙСКИЙ ПРАВОВОЙ ДИКТАНТ ВСЕРОССИЙСКИЙ ПРАВОВОЙ ДИКТАНТ 19.12.25 - ВСЕРОССИЙСКИЙ ПРАВОВОЙ ДИКТАНТ 12 декабря в День Конституции студенты Воронежского филиала ГУМРФ присоединились к масштабному мероприятию – Всероссийский правовой диктант, организованном Ассоциацией юристов России. Этот просветительский проект, призван оценить и улучшить знания граждан в области права. Под руководством заведующей кафедрой правовых и гуманитарных наук , кандидата юридических наук, доцента Горбуновой Янны Павловны, будущие юристы продемонстрировали свою готовность к проверке знаний. По итогам диктанта ... ПОДРОБНО
ИТОГИ ВСЕРОССИЙСКОГО МОЛОДЕЖНОГО ФОТОКОНКУРСА "В МОРЕ-ДОМА" КОНКУРСАНТОВ НЕ ПРОЖИВАЮЩИХ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ ИТОГИ ВСЕРОССИЙСКОГО МОЛОДЕЖНОГО ФОТОКОНКУРСА 19.12.25 - ИТОГИ ВСЕРОССИЙСКОГО МОЛОДЕЖНОГО ФОТОКОНКУРСА "В МОРЕ-ДОМА" КОНКУРСАНТОВ НЕ ПРОЖИВАЮЩИХ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ   ⚓ Номинация "Морские памятники и мемориалы приморских городов":— Специальный диплом Скиданов Александр Александрович Воронежский филиал «ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова»;— Специальный диплом Плахотина Вероника Евгеньевна, Воронежский филиал «ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова».   ПОДРОБНО
ГУМРФ ТЕПЕРЬ В МЕССЕНДЖЕРЕ MAX! ГУМРФ ТЕПЕРЬ В МЕССЕНДЖЕРЕ MAX! 18.12.25 - ГУМРФ ТЕПЕРЬ В МЕССЕНДЖЕРЕ MAX!   Присоединяйтесь к официальному каналу ГУМРФ, чтобы первыми узнавать о главных новостях. Подписывайтесь и оставайтесь на связи в MAX! https://max.ru/gumrf ПОДРОБНО
СТУДЕНТЫ ИНСТИТУТА ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ГУМРФ ИМЕНИ АДМИРАЛА С.О. МАКАРОВА ПОСЕТИЛИ АРКТИЧЕСКИЙ ФОРУМ СТУДЕНТЫ ИНСТИТУТА ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ГУМРФ ИМЕНИ АДМИРАЛА С.О. МАКАРОВА ПОСЕТИЛИ АРКТИЧЕСКИЙ ФОРУМ 16.12.25 - СТУДЕНТЫ ИНСТИТУТА ВОДНОГО ТРАНСПОРТА ГУМРФ ИМЕНИ АДМИРАЛА С.О. МАКАРОВА ПОСЕТИЛИ АРКТИЧЕСКИЙ ФОРУМ   Представители Института водного транспорта ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова посетили XV международный форум «Арктика: настоящее и будущее» имени А.Н. Чилингарова. Участниками мероприятия стали студенты 4 курса, обучающиеся по направлению «Управление водным транспортом и гидрографическое обеспечение судоходства», профиль «Управление водными и мультимодальными перевозками», преподаватели кафедры транспортной логистики Надежда... ПОДРОБНО
ДЕНЬ КОНСТИТУЦИИ ДЕНЬ КОНСТИТУЦИИ 12.12.25 - ДЕНЬ КОНСТИТУЦИИ Главный нормативный правовой акт нашей страны, Конституция Российской Федерации, была принята 12 декабря 1993 года. В этот день состоялся всенародный референдум, на который пришли порядка 58,2 млн россиян (54,8 % от всего числе избирателей). Им предлагалось проголосовать за или против проекта основного закона. Предложенный на референдум текст конституции разрабатывали более тысячи авторов в общей сложности 3,5 года, или 42 месяца, или 168 недель. Примерно за месяц до голосования проект был подписан тогдашним президентом России... ПОДРОБНО
ГУМРФ ИМЕНИ АДМИРАЛА С.О. МАКАРОВА ПРИНЯЛ УЧАСТИЕ В ФОРУМЕ «АРКТИКА: НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ» ГУМРФ ИМЕНИ АДМИРАЛА С.О. МАКАРОВА ПРИНЯЛ УЧАСТИЕ В ФОРУМЕ «АРКТИКА: НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ» 10.12.25 - ГУМРФ ИМЕНИ АДМИРАЛА С.О. МАКАРОВА ПРИНЯЛ УЧАСТИЕ В ФОРУМЕ «АРКТИКА: НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ» ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова принял участие в XV международном форуме «Арктика: настоящее и будущее» имени А.Н. Чилингарова, который проводится в Санкт-Петербурге с 2010 года. Это авторитетное общественное мероприятие, посвященное развитию арктического региона и обсуждению актуальной повестки, выработке стратегических инициатив. Юбилейный форум начал работу 9 декабря с пленарного заседания, темой которого стала «Арктика-2050: будущее начинается... ПОДРОБНО
ДЕНЬ ГЕРОЕВ ОТЕЧЕСТВА ДЕНЬ ГЕРОЕВ ОТЕЧЕСТВА 10.12.25 - ДЕНЬ ГЕРОЕВ ОТЕЧЕСТВА 9 декабря 2025 года, в День Героев Отечества, студенты Воронежского филиала ГУМРФ приняли участие в памятном мероприятии. На Братской могиле советских воинов, погибших во время Великой Отечественной войны студенты возложили цветы, отдавая дань подвигу Героев. Алые гвоздики стали знаком благодарности и уважения к тем, кто защищал и защищает нашу страну, кто не жалел жизни ради мирного будущего следующих поколений. Молодое поколение помнит и чтит подвиг предков, готово перенимать лучшие традиции патриотизма и служения... ПОДРОБНО
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ: ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СЕГОДНЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ: ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СЕГОДНЯ 09.12.25 - ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ: ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СЕГОДНЯ 9 декабря 2025 года в Воронежском филиале ГУМРФ для обучающихся, профессорско-преподавательского состава и сотрудников была проведена лекция, посвящённая Международному дню борьбы с коррупцией. Лектором выступила доцент кафедры правовых и гуманитарных наук, к.ю.н., доцент Наталья Дмитриевна Ратникова. Основной акцент лекции был сделан на понимании коррупции как сложного, многогранного явления, которое проникает во все уровни власти и общественной жизни. Студентам... ПОДРОБНО
СОСТОЯЛСЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КОНКУРС «МОЗГОШТОРМ» СОСТОЯЛСЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КОНКУРС «МОЗГОШТОРМ» 04.12.25 - СОСТОЯЛСЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КОНКУРС «МОЗГОШТОРМ» 30 ноября в Воронежском филиале «ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова» состоялся Воронежский областной интеллектуальный конкурс «МозгоШторм» для учащихся 8-11 классов и студентов СПО, который объединил юные умы, стремящиеся к новым знаниям и открытиям. Конкурс прошел по трем направлениям:Право Информатика Экономика и менеджмент По каждому направлению на выбор участников были предложены три номинации: —  «Моделирование движения транспорта» —  «Оптимизация маршрутов для до... ПОДРОБНО
Записей не найдено
Яндекс.Метрика