Главная

Русский Английский
RSS-новости
Сведения об образовательной организации Сведения об образовательной организации Версия для слабовидящихВерсия для слабовидящих Карта сайта Карта сайта

Воронежский филиал
Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения
высшего образования
«Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова»

>

305 лет первой в истории России морской победе русского флота!

Сегодня, 7 августа, исполняется 305 лет Гангу́тскому морскому сражению Великой Северной войны 1700—1721 годов, состоявшееся 27 июля (7 августа) 1714 года у мыса Гангут (полуостров Ханко, Финляндия) в Балтийском море между русским армейским флотом и шведским отрядом из 10 судов, первая в истории России морская победа русского флота.

9 августа является Днём воинской славы России — День победы в Гангутском сражении — первой в российской истории морской победы русского флота под командованием Петра Первого над шведами у мыса Гангут.

К весне 1714 года южная и почти вся центральная части Финляндии были заняты русскими войсками. Чтобы окончательно решить вопрос о выходе России к Балтийскому морю, которое контролировалось шведами, требовалось нанести поражение шведскому флоту.

В конце июня 1714 года русский гребной флот (99 галер, скампавей и вспомогательных судов с 15-тысячным десантом) под командованием генерал-адмирала графа Фёдора Матвеевича Апраксина сосредоточился у восточного побережья Гангута (в бухте Тверминне) с целью высадить войска для усиления русского гарнизона в Або (100 км северо-западнее мыса Гангут). Путь русскому флоту преградил шведский флот (15 линейных кораблей, 3 фрегата, 2 бомбардирских корабля и 9 галер) под командованием Густава Ваттранга.

Пётр I применил тактический манёвр. Он решил часть своих галер перебросить в район севернее Гангута через перешеек этого полуострова длиной 2,5 километра. Для выполнения замысла он приказал построить переволоку (деревянный настил). Узнав об этом, Ваттранг направил к северному побережью полуострова отряд кораблей (18-пушечный прам «Элефант», 6 галер, 3 шхербота). Возглавил отряд контр-адмирал Эреншёльд. Другой отряд (8 линейных кораблей и 2 бомбардирских корабля) под началом вице-адмирала Лиллье он решил использовать для нанесения удара по главным силам русского флота.

Пётр ожидал такого решения. Он решил воспользоваться разделением сил противника. Ему благоприятствовала погода. Утром 26 июля (6 августа) стояло безветрие, из-за чего шведские парусные корабли утратили манёвренность. Авангард русского флота (20 кораблей) под командованием командора Матвея Христофоровича Змаевича начал прорыв, обходя шведские корабли и оставаясь вне пределов досягаемости их огня. Вслед за ним осуществил прорыв другой отряд (15 кораблей). Таким образом надобность в переволоке отпала. Отряд Змаевича заблокировал отряд Эреншельда у острова Лаккиссер.

Полагая, что и другие отряды русских кораблей будут продолжать прорыв тем же путём, Ваттранг отозвал отряд Лиллье, освободив, таким образом, прибрежный фарватер. Воспользовавшись этим, Апраксин с главными силами гребного флота прорвался по прибрежному фарватеру к своему авангарду. В 14 часов 27 июля (7 августа) русский авангард в составе 23 кораблей атаковал отряд Эреншельда, построившего свои корабли по вогнутой линии, оба фланга которой упирались в острова. Две первые атаки шведам удалось отбить огнём корабельных орудий. Третья атака была предпринята против фланговых кораблей шведского отряда, что не позволило противнику использовать преимущество в артиллерии. Вскоре они были взяты на абордаж и захвачены. Пётр I лично участвовал в абордажной атаке, показав морякам пример мужества и героизма. После упорного боя сдался шведский флагман — прам «Элефант». Были захвачены все 10 кораблей отряда Эреншельда. Часть сил шведского флота сумела уйти к Аландским островам.

Победа у полуострова Гангут стала первой крупной победой русского регулярного флота. Она обеспечила ему свободу действий в Финском и Ботническом заливах, эффективную поддержку русских войск в Финляндии. В Гангутском сражении русское командование смело использовало преимущество гребного флота в борьбе с линейным парусным флотом шведов, умело организовало взаимодействие сил флота и сухопутных войск, гибко реагировало на изменения тактической обстановки и погодных условий, сумело разгадать манёвр противника и навязать ему свою тактику. Также Гангутское сражение было одним из последних крупных сражений в истории флота, в котором решающую роль сыграл абордажный бой.

В Государственном университете морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова свято чтят память о подвигах русских моряков. Представители университета, экипаж и макаровцы-участники плавательной практики на паруснике «Мир» участвовали в праздновании 300-летия Гангутского сражения с его исторической реконструкцией и феноменальным праздничным фейерверком.

Отдел маркетинга и связей с общественностью

По материалам музея истории морского флота и академии, Википедии

НОВОСТИ

Представители ГУМРФ на II Санкт-Петербургском международном научно-образовательном салоне Представители ГУМРФ на II Санкт-Петербургском международном научно-образовательном салоне 27.10.19 - СобытияПредставители ГУМРФ на II Санкт-Петербургском международном научно-образовательном салоне С 25 по 27 октября в «Ленэкспо» проходил II Санкт-Петербургский международный научно-образовательный салон. В его работе приняли участие научные работники, специалисты из тридцати стран мира, в том числе Великобритании, Испании, Финляндии, Объединенных Арабских Эмиратов. Это крупнейшее мероприятие в сфере науки и высшего образования, которое... ПОДРОБНО
Международная радиостанция «С п у т н и к» 21.10.19 - О защите российских интересов и международного судоходства в Арктике   Военный эксперт рассказал, чем уникален проект "Иван Папанин" для Арктики   Головной патрульный корабль ледового класса "Иван Папанин" будет спущен на воду 25 октября, сообщило Минобороны. Капитан первого ранга запаса Михаил Ненашев в эфире радио Sputnik рассказал об этом корабле. Корабль, спроектированный Центральным морским конструкторским бюро... ПОДРОБНО
323 годовщина со Дня создания регулярного Российского Флота 323 годовщина со Дня создания регулярного Российского Флота 20.10.19 - 20-го октября 2019 года группа сотрудников и студентов Воронежского филиала совместно с Председателем Воронежского регионального отделения Общероссийского Движения Поддержки Флота Андреещевым Александром Александровичем провела патриотическое мероприятие "МОРСКИМ СУДАМ БЫТЬ!", посвященное 323-ей годовщине со Дня создания регулярного Российского Флота. Историческая справка: 20-го октября 1696 года по решению Петра Первого, известного... ПОДРОБНО
День начала в 1696 г. строительства регулярного Российского Флота День начала в 1696 г. строительства  регулярного Российского Флота 20.10.19 - 20 октября в День начала в 1696 г. строительства регулярного Российского Флота - в Москве, в регионах России прошли общественные акции 20 октября 2019 г. По решению Петра Первого, известного как Морским судам быть!, 20 октября 1696 года начато строительство регулярного Российского Флота, которое было поддержано боярской Думой. И хотя день 20-е октября указан по старому стилю и различные историки с учетом смены календарей называют разные числа ... ПОДРОБНО
Информационное агентство «РИА Новости» Информационное агентство «РИА Новости» 18.10.19 - Темой следующего Русского Народного Собора может стать военный и гражданский флот ДПФ   Темой следующего Всемирного Русского Народного Собора - ВРНС, который пройдет в 2020 году, может стать роль и потенциал российского военного и гражданского флота, заявил РИА Новости в пятницу по итогам завершившегося XXIII заседания ВРНС председатель Общероссийского Движения Поддержки Флота - ДПФ, капитан первого ранга Михаил Ненашев. Собор ... ПОДРОБНО
Яндекс.Метрика