ruen

Воронежский филиал
Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования
«Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова»

Фильтр
  • Всероссийский студенческий проект "Твой ход"

    Воронежский филиал" ГУМРФ имени адмирала С.О.Макарова" сообщает о начале отбора в региональную команду Всероссийского студенческого проекта "Твой ход". Заявки принимаются до 6 февраля.

  • Спортивная акция "Терроризму-нет! Спорту-ДА!"

    В связи с нарастанием экстремистских и террористических проявлений в молодежной среде, в целях пресечения их роста и обострения на территории Железнодорожного района городского округа города Воронеж, учащиеся Воронежского филиала "ГУМРФ имени адмирала С.О.Макарова" приняли участие в спортивной акции "Терроризму-нет! Спорту-ДА!", проводимого в рамках реализации муниципальной программы "Обеспечение общественного порядка"

  • Макаровцы – дети блокады делятся воспоминаниями

    Студия студенческого телевидения Makarov today представляет документальный фильм, в котором героями выступили макаровцы - дети блокады.

    Они делятся своими воспоминаниями и впечатлениями о блокадных днях и сравнивают отношения людей между собой, отношение к детям в те годы и сейчас.

    Смотреть видео

  • Патриотической акции "Чистый обелиск"

    В рамках патриотической акции "Чистый обелиск" студенты Воронежского филиала "ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова " осуществили санитарную очистку мемориальной доски Героя Советского Союза, полковника Маношина К.В. , закреплённую за образовательным учреждением.

  • Просмотр документального фильма "В блокадном Ленинграде"

    В преддверии 27 января "Дня снятия блокады Ленинграда" в Воронежском филиале "ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова"состоялся просмотр документального фильма "В блокадном Ленинграде".

    Невиданные трудности и страдания пришлось пережить Ленинграду, его жителям и защитникам в блокадную зиму 1941-1942 года. Нормы продовольствия снижались пять раз. К началу осады из Ленинграда вывезли только небольшую часть жителей. В осажденном городе осталось более 400 тыс. детей.

    Воду приходилось брать из прорубей. В основе фильма использовались реальные кадры фото и кинохроники военных лет.

    Основными задачами мероприятия являлось формирование у обучающихся осознания исторического прошлого, воспитание гражданской ответственности, уважения к истории и культуре своей страны, воспитание чувства сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда.

    После просмотра состоялось обсуждение фильма, в ходе которого учащиеся поделились своими впечатлениями о кинокартине.

  • 80 лет со Дня освобождения Воронежа от немецко-фашистских захватчиков

    25 января Воронеж отмечает 80 лет со Дня освобождения от немецко-фашистских захватчиков. В связи с этим, в городе подготовлены мероприятия, посвященные памятной дате.

    Студенты Воронежского филиала "ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова", в рамках акции "Нельзя забыть", участвовали в торжественном возложении венков и цветов к мемориалу воинского захоронения N10 погибшим в годы Великой Отечественной войны при освобождении Воронежа.

    Дата 25 января 1943 года считается днём освобождения Воронежа, поскольку в этот день в первый раз в городе появилось победное Красное знамя.

    Оно было установлено на балконе гостиницы "Воронеж" бойцами 60-й армии.

  • О перспективах модульного судостроения говорили в ГУМРФ

    Студия студенческого телевидения Makarov today показывает кадры с совещания «Перспективы развития модульного судостроения при строительстве ледокольного флота Российской Федерации».

    Представители «Ассоциации партнеров по координации использования СМП», судостроительных компаний, региональных властей, а также руководство и учёные университета обсудили арктическое модульное судостроение.

    https://vk.com/makarovtoday?z=video-52755494_456239129%2Fab7bc3648b68f6983c%2Fpl_wall_-52755494

  • Министр транспорта поздравляет студентов

    Министр транспорта Российской Федерации Виталий Савельев поздравляет студентов и курсантов ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова с Днем российского студенчества.

  • Ректор ГУМРФ поздравляет с Днем российского студенчества!

    Дорогие курсанты и студенты, аспиранты Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова, обучающиеся Колледжа и филиалов вуза!

    От имени ректората, профессорско-преподавательского состава, сотрудников ГУМРФ и от себя лично поздравляю вас с Днем российского студенчества!

    25 января, в День памяти святой мученицы Татьяны, покровительницы студентов, молодежь вузов и колледжей России отмечает свой праздник.

    От всего сердца поздравляю вас с этим красивым праздником юности и оптимизма, знаний и таланта! В студенческие годы вы откроете для себя увлекательный мир вокруг, заведете крепкую дружбу. Только от вас зависит ваше будущее, поэтому стремитесь сделать его ярким!

    Я рад, что курсанты и студенты, аспиранты Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова осознанно овладевают востребованными профессиями, проявляют свои творческие и спортивные таланты.

    Желаю каждому из вас счастливой и энергичной молодости, положительных эмоций и успешного воплощения оригинальных идей.

    Верю в вашу целеустремленность и инициативность. Желаю всем курсантам и студентам, аспирантам нашего университета крепкого здоровья и уверенности в своих возможностях, учебных и творческих свершений! Пусть на жизненном пути вам встречаются только отзывчивые люди!

    С праздником! С Днем российского студенчества!

    С уважением,

    Ректор Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова

    Сергей Олегович Барышников

     

     
  • Поздравление И.о. директора с Днем студента!

    Дорогие студенты, преподаватели, сотрудники Воронежского филиала "ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова"!

    Поздравляю вас с Днём российского студенчества!

    Студенческие годы -самая яркая и запоминающаяся пора жизни!

    Это время исканий, свершений и мечтаний. Желаю вам сохранить на всю жизнь студенческий задор, ощущение студенческого братства и молодость!

    Желаю, чтобы вы никогда не забывали своих товарищей и педагогов, которые делятся с вами знаниями и профессиональным мастерством.

    В этот день хочется поблагодарить профессорско-преподавательский состав за приверженность общему делу, за энтузиазм и душевное тепло, которое вы вкладываете в свою работу, за заботу и внимание, которое вы дарите студентам, за ваш терпеливый труд!

    Искренне желаю вам, коллеги, здоровья и благополучия, вдохновения и уверенности в своих силах, достижения высоких результатов и побед!

    С уважением, и.о. директора Воронежского филиала "ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова"

    Сергей Владимирович Пономарёв.

  • АНОНС: Примите участие в конкурсе научных работ по транспортной экономической проблематике

    Институтом экономики и финансов Российского университета транспорта (МИИТ) при участии вузов-партнеров из Беларуси, России, Таджикистана в 2023 году проводится конкурс научных работ среди студентов высших учебных заведений по транспортной экономической проблематике на тему: «Экономика транспортного комплекса: оптимальные решения». Он посвящен столетию со дня рождения почетного профессора МИИТа, почетного академика Академии транспорта России, заслуженного деятеля науки РСФСР Ивана Белова.

    Конкурс проводится в два этапа:

    • отборочный – с 10 января 2023 г. по 1 марта 2023 г.;
    • финальный – 15 марта 2023 г.

    Номинации:

    • Эффективность новых решений в области транспорта;
    • Обеспечение доступности и качества услуг для экономики и населения;
    • Оптимальные экономические решения на транспорте.

    На Конкурс принимаются только работы, выполненные индивидуально и ранее не участвовавшие в аналогичных конкурсах.

    Студенческие научные работы для участия в отборочном этапе Конкурса подаются на рассмотрение с 10 января 2023 г. по 1 марта 2023 г. включительно в электронном виде по адресу science@miit-ief.ru

    Финальный этап проводится в дистанционном формате в программе MS Teams 15 марта 2023 г. в 10.00.

    Более подробная информация о Конкурсе и требования к научным работам студентов представлены в положении.

  • Малоизвестная страница войны: яхтсмены-буеристы на защите блокадного Ленинграда

    В героической обороне и освобождении блокадного Ленинграда имеется малоизвестная страница, связанная с вкладом в достижение столь дорого давшейся победы ленинградских энтузиастов парусного спорта — воинов-буеристов.

    Стоит отметить, что впервые буеры — легкие парусные платформы, поставленные на коньки, попробовали использовать для связи и ледовой разведки еще на зимних учениях Балтфлота в середине 30-х годов. Бывшую имперскую и морскую столицу страны во все времена отличало наличие множества энтузиастов парусного спорта, яхтсменов и буеристов.

    Эти традиции имеют в городе на Неве глубокие корни. Строительство буеров началось еще при Петре Первом. Известно, что царь в течение зимы приказывал расчищать снег перед Зимним дворцом и ежедневно катался на ледовых буерах, которые строились на Партикулярной верфи. Дочь Петра I, Елизавета Петровна также имела собственный буер и каталась на нём.

    Этот фактор пригодился уже в финской кампании, когда суровой зимой 1939-1940 годов акваторию Финского залива сковало льдом, создав выгодные условия для вылазок финских диверсионных отрядов, часто передвигавшихся на аэросанях. Тогда при штабе Балтфлота был сформирован буерный разведотряд.

    Реальная эффективность буеров поразила военное командование. Оказалась, что огромную акваторию можно легко контролировать двумя-тремя буерными дозорами, а батальоны берегового охранения заменить летучими контрдиверсионными группами, которые при необходимости перебрасывались на буерах.

    Но совершенно особую роль буеристам предстояло сыграть в годы Великой Отечественной войны. В начале зимы 1941, когда сухопутное сообщение с городом уже было перерезано врагом, было сформировано два буерных отряда по 100 человек в каждом. Один отряд имел на вооружении 19 буеров, второй — 16. Боевой экипаж состоял из пулеметного расчета и рулевого, который обладал опытом вождения яхты. В основном это были буера тяжелого русского типа, построенные по чертежам конструктора Н.Ю. Людевига. (Сам инженер-патриот умер в блокадном Ленинграде в 1942 г.) Каждый из буеров нес паруса площадью до шестидесяти квадратных метров. На решетчатой платформе размещались шесть - десять автоматчиков – огневой кулак, который быстро перебрасывался в нужную точку ледовой акватории, откуда исходила угроза вторжения врага.

    Самой яркой боевой операций буеристов считают разминирование трассы Морского канала, который связывает Ленинград с Кронштадтом. Немецкие лыжные группы заминировали канал. Советское командование минированию не мешало. После ухода немцев на трассу вышли буера с глубинными бомбами малой мощности. Они обходили выкопанные немцами лунки, сапер бросал под лед «глубинку» и буер стремительно уходил. Такими управляемыми подрывами немецкие «сюрпризы» были уничтожены. Фарватер был очищен практически полностью, хотя несколько подрывов впоследствии произошло, все суда остались на плаву.

    Особый буерный отряд работал и на ладожской «Дороге жизни». В специальный буерный отряд вошли 75 моряков-спортсменов во главе с известным яхтсменом лейтенантом И.И. Сметаниным. В их распоряжении было 19 ледовых яхт.

    Ледовая трасса длиной 35 км была проложена всего в 16 км от линии фронта. То есть простреливалась как с земли, так и с воздуха. В полыньи, возникавшие на местах взрыва, то и дело проваливались грузовики и сани. Полынью тут же маскировал ледок, который делал водную ловушку совершенно незаметной. Остановка колонны для рекогносцировки трассы часто заканчивалась трагически. Неподвижные цели тут же подвергались воздушному или огневому налету.

    Перед обозами стали пускать быстроходные буера. Главной задачей их экипажей была разметка пути флажками и ацетиленовыми фонарями, которые было трудно обнаружить с воздуха. На буерах также перебрасывались регулировщики, работавшие на удаленных участках трассы. Таких героических эпизодов дорожная профессия в собственной истории не знала ни до, ни после войны.

    Буеристы проложили «пилотную» трассу «Дороги жизни», разметив её флажками, а затем осуществляли военное сопровождение автоколонн и обозов, ежедневно совершали объезды ледовой трассы в поисках путей обхода разбомбленных фашистами участков дороги, оказывали помощь застрявшим во льду машинам.

    Буеры использовали и как малое транспортное средство. Из блокадного Ленинграда вывозили истощенных женщин и детей, спасая тех, у кого не было шансов выжить в окруженном врагом городе. Кстати, в этих эвакуационных рейсах ни один буер не был потоплен или подбит. Малые размеры, парус и высокая скорость перемещения обеспечивали неплохую маскировку с воздуха и не позволяли вести сколь нибудь прицельный огонь. Скорость этих спасительных ледовых яхт была такова, что некоторые переброшенные на Большую землю женщины устраивали истерику, когда следовала команда на выгрузку. Измотанные до предела люди думали, что их бросают на произвол судьбы посреди озера. Они не могли поверить в то, что дорога от смерти к жизни занимает всего 20 минут. За это время, при отсутствии глубокого снега, загруженный буер успевал пройти все 35 километров ледовой трассы.

    Однажды буеристы выручили транспортников, отрезанных без горючего на базе «подскока» на мысе Осиновец, оставшейся без топлива. Тогда 19 буеров, стоявших в яхт-клубе на Крестовском острове, доставили на Финляндский вокзал, откуда по железной дороге отправили на Ладогу. Буера со скоростью до пятидесяти км/час быстро достигли Кобоны, где на каждый погрузили по три бочки горючего и посадили по три матроса в помощь. С таким грузом буера не могли сдвинуться с места, потому приходилось лодки подталкивать. Девятнадцатого ноября буера привезли в Осиновец более двадцати тонн горючего. Полуторки тут же заправились и вышли на ледовую дорогу.

    Герои-буеристы в большинстве своем были моряками-балтийцами или ленинградскими яхтсменами, ставшими на защиту родного города,

    ГУМРФ имени адмирала С.О.Макарова справедливо гордится, что в их числе были и спортсмены-макаровцы. Боевым применением буеров руководили мастера спорта Матвеев И. П. и Ермаков Н.М.

    Капитан-лейтенант Николай Михайлович Ермаков, воин-буерист, преподаватель кафедры физической культуры ЛВИМУ им. адм. С. О. Макарова в 1963-1972г.

    В марте 1943 г., когда уже на заливе стал таять лед, командованию потребовалось провести разведку береговой обороны, системы укреплений, расположений огневых точек и постов наблюдения фашистов. Лейтенант Николай Ермаков на буере возглавил разведгруппу автоматчиков, часть из которых следовала за буером на аэросанях.

    В условиях снегопада, после того как немцы, обнаружившие разведчиков, открыли шквальный огонь, он скользнул к береговой линии и нанес на карту расположение огневых точек, после того как сам был обнаружен и обстрелян с берега с повреждением мачты, сумел, как отмечено в донесении, «вложив в управление буером все спортивное мастерство, вырвал буер из огня противника и бережно привел его в базу, доставив богатые сведения о противнике». Буера оставались на вооружении вплоть до полного снятия блокады. С июля 1941 г. Ермаков командовал погранкатером «ЗК-40», а зимой, управлял буером. Окончание войны старший лейтенант встретил уже командиром тральщика на Балтике.

    Легенда ленинградских яхтсменов Иван Петрович Матвеев (1914 – 1984), советский яхтсмен, заслуженный мастер спорта СССР (1940 г.), капитан 2-го ранга, участник обороны Ленинграда на акваториях Финского залива и Ладожского озера, участник двух Олимпийских игр, многократный чемпион СССР, организатор парусного спорта в СССР.

    В 1934 г. после окончания мореходных курсов при Военно-морской академии, получил экстерном диплом штурмана торгового флота в Ленинградском морском техникуме. Был назначен капитаном учебной шхуны, обучал морскому делу студентов Гидрографического института Главсевморпути. В 1936 г. вошёл в состав вновь образованной Всесоюзной секции парусного спорта, стал чемпионом второго чемпионата СССР в этом виде соревнований.

    С первых дней Великой Отечественной войны по инициативе контр-адмирала Ю.А. Пантелеева был мобилизован и возглавил отряд яхтсменов в системе морской обороны Ленинграда. Отряд занимался высадкой десанта, патрулированием, проводкой судов по мелководью, причём зимой патрулирование выполнялось на буерах.

    С 1954 года и до демобилизации в 1967 году капитан 2 ранга Матвеев занимал должность начальника Ленинградского яхт-клуба Военно-морского флота. В 1969 году И. П. Матвеев вернулся в свой родной Центральный яхт-клуб, стал капитаном учебной парусной шхуны «Ленинград» и в этом качестве он прослужил любимому делу до своего последнего дня.

    И сегодня многие из курсантов и студентов Макаровки, участников Яхт-клуба ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова, во флотилии которого 12 никогда не простаивающих в навигацию крейсерско-гоночных яхт, имеют возможность и зимой оттачивать навыки работы «с бегучим такелажем», передвигаясь по поверхности замерзшего залива на буерах, а также на зимних кайтах — лыжах и сноубордах.

    Такую возможность курсантам и студентам Макаровки предоставляют партнеры из Буерной школы яхтоцентра Стрельна под руководством Владислава Полежаева. Даже когда на занятиях случается отсутствие ветра, ребята используют это для отработки важного для буеристов элемента, которых нет в арсенале традиционных яхтсменов — стартовых ускорений.

    А ближе к весне, когда основные сугробы и торосы на льду Невской губы растают, и откроется «ледовая трасса», состоится уже традиционный зимний «Кубок памяти адмирала С.О. Макарова» — буерное соревнование курсантов ГУМРФ.

    По материалам Росморречфлота

    https://morflot.gov.ru/news/lenta/n6640.html

  • В ГУМРФ прошли памятные мероприятия в честь 80-летия прорыва блокады Ленинграда

    «Вы, живые, знайте, что с этой земли мы уйти не хотели и не ушли.

    Мы стояли насмерть у темной Невы. Мы погибли, чтоб жили вы»

    В ознаменование 80-летия прорыва блокады в Морском центре общеинженерного образования Института «Морская академия» ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова 18 января прошло торжественное памятное мероприятие.

    На торжественном построении директор морского центра Олег Кольцов поздравил курсантов с 80-летием прорыва блокады Ленинграда, обучающиеся ответили троекратным «Ура!».

    В своем выступлении Олег Кольцов отметил: «несмотря на то, что полностью блокадное кольцо было снято 27 января 1944 года, с прорывом блокады значительно улучшилась обстановка на всём Ленинградском фронте. Около полуночи 18 января 1943 года по радио было передано сообщение о прорыве блокады. Горожане стали выходить на улицы, крича и ликуя. Весь Ленинград украсят флагами. Появилась реальная надежда на то, что родной город будет освобожден. Главный шаг к освобождению Ленинграда был сделан».

    Творческий актив Совета самоуправления курсантов и студентов морского центра под руководством художественного руководителя Карины Морозовой в честь юбилейной даты подготовил для обучающихся литературно-музыкальную композицию. Курсанты Мария Данилова и Иван Савченко рассказали собравшимся об истории и значении этой даты для нашего Отечества и Санкт-Петербурга.

    Курсанты Дарья Шестаева и Пантелей Красиков исполнили для обучающихся морского центра тронувшие всех до глубины души произведения Юрия Воронова «Память», Веры Инбер «Бессмертие» и Ольги Берггольц «Ленинградская поэма».

    Вся Россия, весь Санкт-Петербург, отмечают эту дату серией торжественно-траурных мероприятий, которые пройдут на Невском пятачке, Пискаревском мемориальном кладбище, в разных районах города. Памятные мероприятия несут в себе цель показать новым поколениям россиян весь масштаб подвига наших дедов и прадедов, защитников Отечества и жителей блокадного Ленинграда.

    В морском центре был приспущен флаг университета, зажжена свеча Памяти. Сняв головные уборы, курсанты и сотрудники почтили память жертв фашистской блокады нашего прославленного города минутой молчания.

    Справка: Оборона Ленинграда — беспримерный подвиг, не имеющий аналогов в мировой истории. Осада Северной столицы продолжалась с 8 сентября 1941 года и длилась 872 дня. По официальным данным, блокада унесла жизни более 630 тысяч ленинградцев, по подсчетам историков, эта цифра может достигать 800 тысяч. За почти три года блокады город 173 раза подвергался бомбардировкам, 649 раз на улицах звучал сигнал воздушной тревоги.

    Больше фото

    Морской центр общеинженерного образования

    Института «Морская академия»

  • 80 лет назад была прорвана блокада Ленинграда

    12 января 1943 года началась наступательная операция войск Ленинградского и Волховского фронтов по прорыву блокады Ленинграда. Замыслом операции под кодовым названием «Искра» предусматривалось нанести встречный удар двух фронтов — Ленинградского с запада и Волховского с востока — в общем направлении на Синявино. Операция проводилась войсками 67-й армии Ленинградского фронта под командованием генерал-лейтенанта Леонида Александровича Говорова. 2-й Ударной армией и частью сил 8-й армии Волховского фронта под командованием генерала армии Кирилла Афанасьевича Мерецкова во взаимодействии с Краснознаменным Балтийским флотом были разгромлены части группировки войск противника южнее Ладожского озера и восстановлены сухопутные коммуникации, связывающие Ленинград со страной. Координацию действий обоих фронтов осуществляли представители Ставки Верховного главнокомандования Маршал Советского Союза Климент Ефремович Ворошилов и генерал армии Георгий Константинович Жуков.

    Утром 12 января части 67-й армии, форсировав Неву по льду, при поддержке авиации и артиллерии береговых батарей (88 орудий) и кораблей Краснознаменного Балтийского флота и Ладожской военной флотилии устремились навстречу наступающим войскам Волховского фронта.

    18 января в районе Рабочих поселков № 5 и № 1 войска двух фронтов соединились. В тот же день был освобожден Шлиссельбург (Петрокрепость) и очищено от врага южное побережье Ладожского озера. По образовавшемуся между Ладожским озером и линией фронта коридору шириной 8-11 км за 17-ти суток были проложены железная и автомобильная дороги, по которым была восстановлена прямая связь Ленинграда со страной. 900-дневная блокада, принесшая жителям города голод и унесшая сотни тысяч жизней, была прорвана. Это стало переломным моментом в битве за Ленинград в 1941-1944 годах.

    27 января во всех учебных городках ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова пройдут торжественные мероприятия, посвященные 80-й годовщине прорыва блокады Ленинграда и 79-й годовщине полного освобождения города от фашистской блокады. Обучающиеся и сотрудники возложат цветы к памятным доскам: «Преподавателям и студентам Ленинградского института инженеров водного транспорта, погибшим в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов»; «Воинам 275-го отдельного пулеметно-артиллерийского батальона народного ополчения Свердловского района города Ленинграда»; и к памятникам: «Портовикам и морякам Балтийского флота и Ленинградского морского порта, погибшим в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов»; «Памяти моряков полярных конвоев 1941-1945 годов».

    27 января, День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады, является Днем воинской славы России.

  • Разговор о важном. Большое интервью с ректором. Часть 2

    Makarov Today представляет вторую часть большого интервью с ректором!!

    Вы узнаете:

    - Про съемки ректора в кино

    - про профессиональный рост

    - про руководство университетом

    - про взаимоотношение руководства с коллективом

    - про планы на будущее

  • Недели Памяти жертв Холокоста

    В рамках "Недели Памяти жертв Холокоста" в Воронежском филиале "ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова" были проведены классные часы и тематические уроки "Холокост. Трагедия народа", "Трагедия, которая не должна повториться", "Расскажи мне об Освенциме". Был организован просмотр документального фильма о Холокосте "Леди в номере 6".

    Цель мероприятия -формирование у учащихся мировоззренческих суждений, основанных на моральных ценностях гражданского общества, формирование толерантного сознания, развитие сочувствия к жертвам Холокоста, профилактика экстремизма и национализма в студенческой среде.

  • Урок мужества - приуроченный к 174-ой годовщине со дня рождения выдающегося русского флотоводца Степана Осиповича Макарова

    Уроки мужества, информационные беседы, приуроченные к 174-ой годовщине со дня рождения выдающегося русского флотоводца Степана Осиповича Макарова были проведены со студентами Воронежского филиала "ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова".

    Идеи и принципы жизни выдающегося русского флотоводца, учёного и патриота С. О. Макарова - бесценное достояние морской России. Духовно - нравственное наследие великого адмирала -важнейшая составляющая многогранной научной, образовательной, воспитательно-патриотической деятельности "ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова" , с гордостью носящего его имя.

  • Разговор о важном. Большое интервью с ректором.

    Makarov Today представляет первую часть большого интервью с ректором.

    Сергей Олегович Барышников поделится секретами профессии, расскажет, как стал ректором и почему школьные оценки - не главное для достижения успеха

  • В ГУМРФ отметили 174-ю годовщину со дня рождения адмирала Степана Осиповича Макарова

    В первые рабочие дни нового года в учебных городках и филиалах ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова прошли торжественные мероприятия и информационные часы, посвященные 174-й годовщине со дня рождения адмирала Степана Осиповича Макарова.

    Основное мероприятие, посвященное Дню памяти прославленного флотоводца, с участием управления внеучебной и воспитательной работы, руководства морского центра общеинженерного образования Института «Морская академия», сотрудников, курсантов МЦОО прошли в учебном городке № 4 в Стрельне.

    Открыл мероприятие начальник управления внеучебной и воспитательной работы Игорь Белоголовцев. В своем выступлении он отметил, что вся жизнь и деятельность Степана Осиповича Макарова была направлена на развитие военно-морского и морского флота России. Выдающийся флотоводец, ученый, практик, исследователь — он внёс огромный вклад в развитие морской тактики, кораблестроения, проектирование и строительство первого ледокола «Ермак», в разработку средств борьбы за живучесть корабля и его непотопляемость, изобрёл бронебойный колпачок, заложил фундамент отечественной океанографии.

    Директор центра патриотического воспитания Александр Коваленко напомнил, что будущий адмирал С.О. Макаров родился в Николаеве, на побережье Черного моря, 8 января 1849 года (27 декабря 1848 года по старому стилю) в семье выслужившегося из нижних чинов флота прапорщика Осипа Федоровича, женатого на дочери отставного унтер-офицера. Это была далеко не аристократическая семья, и всего того, чего добился в жизни адмирал С.О. Макаров — научных открытий, изобретений, продвижения по служебной лестнице — он добился благодаря личным качествам: жажде знаний, упорству, таланту, личному мужеству и героизму.

    >

    О заслугах и вкладе в развитие многих направлений в военно-морской тактике использования броненосных кораблей, о военно-морском искусстве адмирала С.О. Макарова рассказал заведующий историко-просветительским комплексом по истории академии и морского флота Юрий Дьяченко. В своем выступлении он остановился на деятельности и вкладе адмирала С.О. Макарова в период его непродолжительного командования морскими силами на Тихом океане и обороне Порт-Артура до гибели адмирала С.О.Макарова на броненосце «Петропавловск». Юрий Дьяченко подчеркнул, что нынешнее поколение молодых макаровцев должно чтить и помнить героические подвиги русских и советских моряков, традиции российского флота, чтобы они не были забыты и находились в надежных руках.

    О вкладе адмирала С.О. Макарова в развитие гидрографии и океанографии, изучение течений в мировом океане, освоение Северного ледовитого океана на ледоколе «Ермак» в своем выступлении рассказала заместитель декана Арктического факультета по воспитательной работе Надежда Царева.

    После этого творческие коллективы университета под руководством музыкального руководителя курсантского хора Алексея Башкатова исполнили песню «Летят белокрылые чайки». Курсант 1 курса Анастасия Солопова выступила с песней «Не вешать нос, гардемарины», а танцевальный коллектив «Прибой» (Полина Рублева, Евгений Зайцев, Руслан Кадзуков и Дарья Неродная) подготовили танец «Синяя вечность».

    Завершилось мероприятие возложением корзины с цветами к бюсту адмиралу С.О. Макарову и исполнением гимна университета.

    Управление по внеучебной и воспитательной работе

    Под редакцией отдела маркетинга и связей с общественностью

  • Приглашаем поучаствовать в конкурсе «Ученый года»

    ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова объявляет конкурс на звание «Ученый года» за результаты в области научной деятельности по итогам 2022 года. Конкурс проводится в соответствии с Положением.

    В конкурсе могут принимать участие все штатные сотрудники университета без ограничения по ученой степени и званию. К рассмотрению принимаются результаты, полученные в течение 2022 года. Заявки подаются в управление научно-инновационной деятельности в срок до 15 марта 2023 года.

    Победитель конкурса будет награжден денежной выплатой в размере 500 тысяч рублей.

    Заявка на участие в конкурсе.

  • 174-я годовщина со дня рождения адмирала Степана Осиповича Макарова – флотоводца, исследователя, ученого.

    Степан Осипович Макаров родился в Николаеве, на побережье Черного моря, 8 января 1849 года (27 декабря 1848 года по старому стилю) в семье выслужившегося из нижних чинов флота прапорщика Осипа Федоровича, женатого на дочери отставного унтер-офицера.14 июня 1858 года Степан поступает в низшее отделение Николаевского морского училища в Николаевск-на-Амуре, которое готовило офицеров корпуса флотских штурманов. 14 июня 1867 года по особому Высочайшему повелению фельдфебель Макаров был произведен в гардемарины. В 1867 году в «Морском сборнике» была напечатана статья Макарова «Инструмент Аткинса для определения девиации в море», это была первая публикация.

    С.О. Макарова. В 1869 г. Макаров успешно сдал экзамены за курс Морского корпуса и 24 мая 1869 года был произведен в мичманы. Начальник броненосной эскадры адмирал Г.И.Бутаков представил молодого мичмана к производству за отличие в следующий чин, С.О. Макаров 1 января 1871 стал лейтенантом. В период русско-турецкой войны 1877 -1878 годов командир парохода «Великий Князь Константин» лейтенант Макаров за успешные действия против турецкого флота менее чем за год получил: золотую саблю «За храбрость», орден Святого Владимира 4 степени с мечами и бантом, орден Святого Георгия 4 степени, чины капитан-лейтенанта, капитана 2 ранга и звание флигель-адъютанта. В 1881 г. Макаров был назначен командиром парохода «Тамань», стоявшего в Константинополе, в этот период капитан 2 ранга Макаров изучал течения в проливе Босфор. В результате за трактат «Двойственные течения в проливах», Макаров был удостоен академией наук неполной Макарьевской премией. Следующий этап жизни Степана Осиповича Макарова связана с корветом «Витязь». 31 августа 1886 года корвет «Витязь» под командованием Макарова поднял якорь и вышел в кругосветное плавание. Кругосветное плавание продолжалось в общей сложности 993 дня. «Витязь» пересек три океана, победил шторма и туманы, посетил самые отдаленные моря и берега. За период кругосветного плавания, было пройдено около 60тыс. миль, из них под парусами – больше 25тыс. миль. Из 993 дней плавания корвет провел на ходу 526 дней, на якоре – 457. За это время было выполнено 254 глубоководных станции (с 493 сериями наблюдений). За свой труд «О гидрологических работах, произведенных на корвете «Витязь», которая была высоко оценена научной общественностью, Академия наук присудила контр-адмиралу С.О.Макарову Макарьевскую премию, а Русское географическое общество наградило – золотой медалью. В период с 1890 года по 1894 года С.О. Макаров (младший флагман Балтийского флота, главный инспектор морской артиллерии) своей главной заслугой в должности главного инспектора морской артиллерии С.О. Макаров считал изобретение колпачков на снаряды.

    В 1896 г. контр-адмирал Макаров получил назначение в Кронштадт старшим флагманом 1-й флотской дивизии. Летом 1896 г. Степан Осипович Макаров производится в вице-адмиралы. В 1896-1897 гг. вице-адмирал Макаров выступал с лекциями «Рассуждение по вопросам морской тактики», которые стали основой опубликованного в 1897 г. капитального труда «Рассуждение по вопросам морской тактики». Много внимания Макаров также уделил влиянию морального фактора на победу в морском бою. Труд был переведен на многие иностранные языки.

    В начале 90-х годов Макаров заинтересовался идеей создания ледокола, способного бороться с полярными льдами. В 1897 г. в Петербургской академии наук выходит труд Макарова – «Об исследовании Северного Ледовитого океана при помощи ледоколов». В ноябре 1897года правительство, наконец, выделяет деньги на постройку ледокола, и комиссия (Д. И. Менделеев, инженеры Н. И. Янковский и Р. И. Рунеберг, адмирал Ф. Ф. Врангель и другие) во главе с С.О. Макаровым приступает к разработке технических условий. Из-за отсутствия опыта строительства у отечественных судостроителей, было принято решение строить ледокол за границей, в Англии. 28 декабря 1897 г. с английской фирмы «Армстронг и Витворт» (г.Ньюкасл) был заключен договор о постройке ледокола. Макаров лично наблюдал за постройкой корабля и внес ряд ценнейших предложений и усовершенствований в конструкцию ледокола. 19 февраля 1899 на ледоколе был поднят коммерческий флаг («Ермак» был причислен к министерству финансов и в состав военно-морского флота не входил). В марте 1899 г. Макаров на «Ермаке» совершил переход из Ньюкасла в Кронштадт, преодолев льды Финского залива, и затем совершил поход в Ревель, высвободив из льдов 20 пароходов. Летом 1901 г. после капитальной перестройки носовой части «Ермака» Макаров плавал на нем в Баренцевом море, в очень тяжелых ледовых условиях дважды подходил к Земле Франца-Иосифа и дважды к северо-западному берегу Новой Земли. В 1901 г. Макаров издает книгу «Ермак» во льдах». Исследования Макарова показали, какие огромные возможности для науки открывал мощный ледокол. В декабре 1899 г. вице-адмирал С.О.Макаров был назначен главным командиром Кронштадтского порта и военным губернатором Кронштадта. При спасении броненосца береговой обороны «Генерал-адмирал Апраксин» у острова Гогланд по предложению Макарова было впервые на практике использовано, изобретенное А.С.Поповым, радио.

    1 февраля 1904 года вице-адмирал Макаров специальным нарочным получает высочайшее уведомление о том, что государь Николай II назначил его командующим Тихоокеанским флотом. Утром 24 февраля флаг командующего взвился на мачте быстроходного крейсера «Аскольд» в Порт-Артуре. На боевых кораблях эскадры такой жест оценили по достоинству - жди активных наступательных действий.

    В ночь на 31 марта 1904 года в 8 часов 40 минут стала видна эскадра противника. Соотношение сил было не в пользу русского флота, и Макаров принимает решение дать бой под прикрытием сильных береговых батарей Порт-Артура. В 9 часов 30 минут русские корабли находились в двух милях от берега и выстраивались в боевую линию. Все ожидали приближения неприятельской эскадры и начала боя. Адмирал Макаров был полон решимости дать в этот день генеральный бой флоту адмирала Того. 9 часов 43 минуты. У правого борта «Петропавловска» раздался взрыв. Над броненосцем мгновенно вырос громадный, раза в два превышающий его высоту, столб черно-бурого дыма и пламени, который совершенно окутал корабль. Затем под мостиком корабля раздался еще один взрыв — более мощный и звучный. Из середины "Петропавловска" выплеснулась масса огня с желто-зеленым и бурым дымом. В 9 часов 45 минут броненосец начал быстро уходить под воду объятый пламенем…

    В 1913 году Степану Осиповичу Макарову в Кронштадте был возведен памятник работы замечательного скульптора Шервуда. На памятнике начертано: "Помни войну!".

    Именем Макарова названы 17 географических объектов, в том числе остров в Карском море, бухта на острове Итуруп (Курильская гряда), горы на Шпицбергене, два мыса на Новой Земле, котловина в центре Северного Ледовитого океана, город на Сахалине, ледоколы, суда и корабли.

    Перу Степана Осиповича Макарова принадлежат 54 изданные работы.

    В 1949 г. отмечалось 50-летие трудовой деятельности ледокола «Ермак». В приказе Начальника Главного Управления СМП при СМ СССР № 171 от 29.03.1949 г. говорилось: «В связи с 50-летием работы первого русского ледокола «Ермак» Совет Министров постановляет:

    1. Присвоить Высшему арктическому морскому училищу имя АДМИРАЛА МАКАРОВА по проекту и, под руководством которого был построен ледокол «Ермак»».

    Таким образом, уже 72 года наше учебное заведение носит славное имя вице-адмирала С. О. Макарова.

    20 мая 2016 года в день 140-летия создания мореходных классов при Санкт-Петербургском яхт-клубе в нашем Университете был открыт историко-патриотический комплекс, который включает в себя памятник адмиралу С.О. Макарова и «Мемориальный зал адмирала С.О. Макарова».

    Памятник прославленному адмиралу был изготовлен и установлен на средства сотрудников, курсантов, студентов, ветеранов и выпускников университета.

    В мемориальном зале собраны материалы о жизни и деятельности адмирала С.О. Макарова: парадный мундир капитана 1-го ранга 1880-х годов и наградами

    С.О. Макарова; муляж золотой сабли «За храбрость», образцы всех погон – от звания гардемарин до вице-адмирала (в том числе и свитские погоны и гвардейские погоны); копии картин кораблей, на которых совершал плавание Макаров, портреты адмиралов и ученых, с которыми С.О. Макаров служил, работал; копии документов Государственного архива военно-морского флота, касающихся жизни и деятельности Макарова, фотографии членов семьи С.О.Макарова. В зале установлены модели броненосца «Петропавловск», корвета «Витязь», парохода «Великий Князь Константин».

    Сегодня историко-патриотический комплекс адмирала С.О.Макарова задействован на 100% - прием делегаций и почетных гостей Университета, встречи выпускников прошлых лет, и конечно экскурсии для жителей Санкт-Петербурга и учащихся учебных заведений.

    В заключение хочется привести высказывания адмирала Степана Осиповича Макарова: «Сила флота не в громадах, не в бронированных «армадах» - сила в духе и сердцах …».

    «Живи заветами своих великих предков, изучай явления обессмертивших свое имя мореплавателей и полководцев. Учись непрерывно в течение всей своей жизни, учись сам и учи других. Учись сам помочь себе во всех делах и случаях. Все, что ты будешь требовать от своих подчиненных, ты должен уметь безукоризненно выполнять сам, иначе нельзя будет правильно руководить и командовать ими. Ты должен хорошо знать каждого своего подчиненного, памятуя, что люди не бараны, и у каждого есть свои особенности и склонности к тому или иному делу, в соответствии с чем, ты должен с них спрашивать и распределять обязанности по специальности…».

    В ГУМРФ имени адмирала С.О.Макарова хранят и приумножают традиции адмирала С.О.Макарова:

    - проводится ежегодная церемония «Посвящение в курсанты» первокурсников не раз проходила на Якорной площади г. Кронштадт у Памятника адмиралу С.О.Макарову с его заветом: «Помни войну», обязывая ребят вдвойне гордиться принадлежностью к российскому флоту и славному имени легендарного адмирала.

    - ежегодно во всех учебных городках организованно проходят торжественно-траурные мероприятия, посвященные Дню памяти адмирала С.О. Макарова - дню гибели прославленного адмирала на эскадренном броненосце «Петропавловск». В этом году в Университете отмечали 172-годовщину со дня рождения адмирала С.О. Макарова и 117-ю годовщину его гибели на броненосце «Петропавловск».

    - стало традицией проводить ежегодные Международные научно-практические конференции «Макаровские чтения» с приглашением для участия в них и выступления сотрудников Центральной военно-морской библиотеки, Центрального военно-морского музея, Санкт-Петербургского отделения Русского географического общества, Российского Государственного Архива военно-морского флота и других морских организаций и морских военно-учебных заведений;

    - известный наказ «В море - значит дома», который в другом варианте звучит: «В море я у себя дома, а на берегу в гостях» - в полной мере претворяется в прохождении нашими курсантами учебных практик и стажировок на судах морского флота, в том числе в ежегодных дальних морских походах на ПУС «МИР», включая духовно-патриотические;

    - проводится ежегодная яхтенная парусная регата на кубок адмирала С.О. Макарова;

    - и многие, многие другие мероприятия организовываются и проводятся с обучающимися университета за годы их становления, как личности в университете.

    С.О.Макаров среди матросов эскадренного броненосца «Петр Великий»

    Ледокол «Ермак» в Санкт-Петербурге

    Командующий флотом Тихого океана вице-адмирал С.О.Макаров, начальник временного Морского штаба наместник на Дальнем Востоке контр-адмирал В.К.Витгерт на палубе «Петропавловска» 1904г.

  • Исполняется 110 лет со дня рождения основоположника советского морского права Владимира Мешеры

    6 января исполняется 110 лет со дня рождения доктора юридических наук, профессора, почетного работника морского флота, участника Великой Отечественной войны, одного из основоположников советской науки морского права Владимира Фёдоровича Мешеры (1913-1987 г.)

    Владимир Фёдорович Мешера родился в Санкт-Петербурге в 1913 г. В 1931 г. В.Ф. Мешера окончил судоводительское отделение Архангельского морского техникума (штурман дальнего плавания). В 1932–1936 годах работал помощником капитана, капитаном на судах Министерства морского флота СССР. В 1937 году В.Ф. Мешера окончил Ленинградскую правовую школу и до 1944 года работал в органах прокуратуры морского торгового флота (помощник прокурора Северного бассейна, заместитель прокурора Тихоокеанского бассейна, заместитель прокурора Балтийского бассейна, военный прокурор Сталинградского участка). В 1943 году В.Ф. Мешера окончил Всесоюзный заочный юридический институт. В 1946 году он окончил Высшую дипломатическую школу, а в 1947 году - аспирантуру при ней.

    В 1947–1948 годах В.Ф. Мешера работал первым секретарем договорно-правового Управления МИД СССР, преподавал в Московском юридическом институте. В 1948–1949 годах преподавал в Ленинградском государственном университете. В 1954-1956 годах Владимир Фёдорович учился в докторантуре.

    С 1949 года В.Ф. Мешера - на преподавательской работе в ЛВМУ, ЛВИМУ имени адмирала С.О. Макарова. В 1952–1953 г. Владимир Фёдорович возглавлял кафедру организации морских перевозок ЛВМУ. В 1956–1982 г. В.Ф. Мешера возглавлял кафедру экономики морского транспорта и морского права ЛВИМУ имени адмирала С.О. Макарова.

    Владимир Федорович был автором ряда учебников и учебных пособий, десятков оригинальных и глубоких научных работ по проблемам международного и советского морского права, широко известных не только в нашей стране, но и за рубежом. Он подготовил 18 кандидатов и двух докторов юридических наук.

    В.Ф. Мешера принимал активное участие в работе Советской Ассоциации международного права, Советской Ассоциации морского права, в ряде организационно-методических и специализированных ученых советов ЛГУ и ЛВИМУ имени адмирала С. О. Макарова.

    Владимир Федорович Мешера умер 4 сентября 1987 г.

    Центр патриотического воспитания управления внеучебной и воспитательной работы