Информационное агентство «Р И А Н о в о с т и»,25 февраля 2021 г.,0800
Российский университет транспорта (РУТ-МИИТ) благодарит Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова в лице ректора Сергея Барышникова за содействие в организации конкурса «Транспорт будущего».
Также коллеги сообщают, что в положение о конкурсе были внесены изменения: расширены возрастные рамки для участников мероприятия. Теперь в нем могут участвовать студенты вузов до 23 лет.
Отборочный (региональный) этап проходит по 20 апреля 2021 года. Финальный этап состоится 17 мая.
Всероссийский конкурс исследовательских и проектных работ «Транспорт будущего» проводится при поддержке Министерства транспорта Российской Федерации.
Группа волонтеров нашего отряда "ДОБРЫЕ СЕРДЦА" возложила цветы к мемориалу бойцам спецподразделений и сотрудникам органов государственной безопасности, который расположен в Парке Патриотов.
Этот мемориал у️вековечивает память о воинах, защищавших нашу Родину, участвовавших в тяжелейших боевых заданиях и не жалевших свою жизнь ради благополучия и процветания страны.
#ЗащитимПамятьГероев36 #ВолонтерыПобеды
#ЗащитимВетеранов
https://vk.com/album-91695964_276190704
Транспортировка грузов по Северному морскому пути. Фото: Лев Федосеев/ТАСС
У России - самое длинное арктическое побережье. Но вокруг Северного полюса «столпились и наши соперники: США, Канада, Норвегия и Дания (через принадлежащую ей Гренландию). Сейчас из-за глобального потепления начали таять льды, открывая доступ к нефтегазовым залежам на шельфе. По этой же причине появилась возможность наращивать в этом регионе военное присутствие, не требующее использования дорогостоящих кораблей ледового класса.
О том, кто может стать хозяином северных широт, «КП» беседует с одним из ведущих экспертов по Арктике, экс-депутатом Госдумы России, председателем Общероссийского Движения Поддержки Флота, капитаном 1 ранга запаса Михаилом Ненашевым.
Председатель Общероссийского движения поддержки флота Михаил Ненашев. Фото: partyadela.ru
- Михаил Петрович, насколько серьезна угроза быстрого превращения Арктики в поле столкновения наших интересов с западными?
- Для нас Арктика – дом родной. Посмотрите на карту России: арктические и приарктические районы составляют около половины всей территории страны. И вот сейчас впервые в отечественной истории появляется возможность полноценно(!) обустроить весь регион на качественно новом уровне. Ресурсная база на побережье и шельфе колоссальна: запасы нефти оцениваются в 35-45 млрд тонн, газа - до 80 трлн кубометров. До создания планетарной «зеленой экономики» еще очень далеко, в ближайшие полвека мир точно не обойдётся без традиционных углеводородов. Нынешняя зима, что в Европе, что в США это подтверждает. Так что арктические залежи нам очень необходимы для развития и нашего Севера, и всей России. Но за эти богатства и их использование Россией Запад разворачивает новую опасно-конфликтную напряженность. Поэтому политическое и военное давление на нас в Арктике будет усиливаться. Американские атомные подлодки как шныряли вдоль наших территориальных вод, в том числе подо льдами, так и продолжают. А теперь, по мере увеличения на большом Севере чистых ото льда акваторий открывается перспектива создания здесь новых военно-морских баз, усиления группировок кораблей. Недаром США сейчас обнародовали планы приступить к постоянному патрулированию арктических владений России по всему периметру.
- У нас есть возможности противостоять этому?
- Американцы заявляют, что ничего не нарушают: мол, мы в пределы 12-мильной российской территориальной морской зоны заходить не будем, а остальные моря арктического региона открыты для международного судоходства. Но, согласно Международной конвенции по морскому праву 1982 года, государство, несущее ответственность за тот или иной сектор моря, океана обязано обеспечить там безопасную навигационную обстановку. Вот мы и обеспечиваем - без нашего ледокольного сопровождения в российском секторе Арктики мы никому не позволим ходить. И есть еще 200-мильная российская экономическая океанская зона от Мурманска до Чукотки. В случае необходимости достойно ответим и с военной точки зрения. У нас достаточно сегодня сил и средств образумить любого агрессивного участника международных морских коммуникаций.
- Некоторые российские эксперты говорят, что мы напрасно вбухали кучу денег в базы на Земле Франца-Иосифа, на других арктических островах. Дескать, толку от них мало.
- Мы обязаны охранять и защищать свой дом, как все нормальные, здоровые народы! А тем более в условиях обостряющейся глобальной конкуренции, особенно когда конкуренты игнорируют все договоренности и приличия. Мы будем еще эффективней выстраивать в регионе нашу оборону. У нас в Арктике совокупная 200-мильная экономическая зона - больше территории США. К примеру, база, о которой идет речь, это центр огромного круга нашего прибрежного шельфа вокруг островов диаметром больше 400 миль.
- В советское время Северный морской путь (судоходный маршрут вдоль нашего арктического побережья, связывающий Северо-Запад России с регионами Сибири и Дальнего Востока) мы, не стесняясь, именовали своей национальной транспортной магистралью. Сейчас на Западе все чаще говорят, что надо лишить Россию права на монопольное использование Севморпути. Какой может быть развязка у этой проблемы?
- Да, это наша главная океанская коммуникация на Севере планеты. Например, единственный путь, по которому перевозится стратегическая продукция для ряда отечественных компаний. Поставлена задача через три с небольшим года выйти на перевозку 80 млн тонн различных грузов по Севморпути, сейчас перевозим чуть больше 30 млн тонн. У Запада нет никаких возможностей самостоятельного круглогодичного прохождения по этому маршруту. У них сегодня на всех - пяток ледоколов средней мощности. Их даже сравнивать нельзя с российским ледокольным флотом.
Действительно, в летний сезон ледовая обстановка на большинстве участков трассы улучшается. Но Конвенция 1982 года все равно требует гарантированного ледокольного обеспечения. Поэтому те иностранные суда, которые попытаются пройти Севморпуть без разрешения, мы просто остановим.
- Но задержания наверняка вызовут международный скандал...
- Западу поводы для скандала не нужны, они сами устраивают провокации, когда это им нужно для своих целей. Так что мы их хорошо знаем! И остановим! И они будут останавливаться, потому что знают об уровне наших военно-морских, пограничных сил в этом регионе. И мы их предупреждаем, что в случае аварии, катастрофы, произошедшей по их вине в районе Севморпути, последствия, в том числе экологического характера, могут растянуться на десятилетия. Мы в своем доме, и его безопасность для нас приоритет.
- А если они пойдут со своими ледоколами?
- Тогда пусть согласовывают с Россией весь спектр услуг в условиях Арктики: обслуживание этой ледокольной проводки, использование навигационного оборудования, предоставление ресурсов аварийно-спасательного обеспечения и т. п. Это уже вопрос денег. Здесь стоимость прохода со своим ледоколом может быть такова, что не будет никакого экономического смысла.
- Китай предложил нам совместно использовать Севморпуть как один из маршрутов их логистического проекта «Один пояс - один путь».
- Доставка грузов из КНР в Европу через Арктику занимает гораздо меньше времени, чем по южному маршруту - в обход Африки или через Суэцкий канал (выигрыш не менее двух недель). К тому же опять обострилась проблема пиратства у африканского побережья, в ряде других регионов. Судоходные компании теряют деньги и время, а грузополучатели - выгоду. В нынешних условиях китайцы являются для нас страной-партнером. Их предложения, учитывая санкционную западную политику, принимаются для реализации больших проектов. Китай покупает у России по рыночным ценам природные ресурсы, мы пополняем свой бюджет. Они, в свою очередь, получают доступ к нашим северным, восточным разработкам, вкладывая в них инвестиции.
Например, с участием китайцев и представителей других стран-соседей по АТР сооружен новый судостроительный комплекс в г. Большой Камень Приморского края. На этой верфи недавно «Роснефть» начала строительство арктического танкера ледового класса «Валентин Пикуль» на 70 тысяч тонн водоизмещения. Сравните: у нашего авианосца «Адмирал Кузнецов» полное водоизмещение – 61 тысяча тонн.
Атомный ледокол "50 лет Победы" в Северном Ледовитом океане. Фото: Лев Федосеев/ТАСС
- Пока на арктическом шельфе у нас действует лишь одна нефтедобывающая платформа ледового класса - «Приразломная». Создание таких платформ - очень затратное дело. Хватит ли у нас средств?
- «Приразломная» - первый мощный проект. Я был на этой платформе, когда она создавалась, это уникальное высокотехнологичное сооружение, с очень подготовленным персоналом. До недавнего времени у нас не было своих технологий по добыче с шельфа. Сейчас, но к сожалению, еле-еле появляются отечественные разработки. По прямому указанию из Вашингтона американские компании, к примеру, вышли из проекта по освоению Штокмановского нефтяного месторождения в Арктике. Свернули свое участие и соседи-норвежцы, даже акции нам, по-моему, бесплатно вернули. Будет здорово, если эти санкции послужат толчком к тому, чтобы мы стали развивать свои, отечественные технологии. Сейчас у нас начинаются обсуждения по созданию ледостойких платформ.
- Но, где гарантия, что климат вновь не изменится. Опять придут льды и срежут все эти супер-платформы.
- На Севере фактор особых условий и риска – очень значимый. Ныне прорабатываются варианты прокладки трубопроводов на берег океана из сухопутных северных регионов для прокачки нефти, газа, газоконденсата, перегрузки их там на транспортные суда и доставки потребителям во всем мире. Проект уникальный, естественно дорогой. Но он заставит наши инженерные школы, мозговые научные центры действовать по-новому. А тем, кто получает большую прибыль с российских «северов», нужно давно(!) и по-настоящему вкладываться в наши же арктические и приарктические регионы - в развитие всей базы для жизни людей. По подсчетам специалистов, проекты по развитию Арктики загрузят работой на десятилетия более 2000 основных предприятий нашей страны.
Окружение российского Северного морского пути.
Фото: Дмитрий ПОЛУХИН
Не кормим кормильца
- Михаил Петрович, но кто же будет претворять в жизнь эти проекты? Увы, но пока что арктические регионы остаются глубоко депрессивными, да еще с суровым климатом. Это заставляет людей оттуда уезжать.
- Вы правы, население по известным причинам покидает эти края – от Мурманска до Чукотки. Завозить туда вахтовиков - не выход. Они будут относиться ко всему как временщики. А без любящих свою землю, свой край людей борьбу с конкурентами за Арктику нам не выиграть. Обезлюдевшие пространства будут пытаться занять другие народы. Но мы же веками живем на Русском Севере. Вопрос Арктики – в историческом значении, это и вопрос уважения к великим трудам наших героических предков. Они осваивали Север, они для нас (!) ресурсы нашли. Сделали в арктическом регионе русское рыболовство основательным. Достаточно напомнить, что на Шпицберген – Грумант постоянно ходили на поморских судах, ловили всюду на Севере рыбу. В советский период создали Севморпуть, построили города, ныне есть даже АЭС на Чукотке!
Около семидесяти процентов бюджета страны дает Русский Север и близкие к нему территории. А мы своего кормильца, выходит, не кормим, не обустраиваем на достойном уровне. Вот смотрите, сейчас банкротится одно из старейших пароходств страны – Мурманское. Владельцы и другие ответственные властные инстанции довели его до краха.
Нужна комплексная и реальная программа по освоению всего региона в новых условиях. Если перестанем быть вялыми, неэффективными, а возьмемся дружно и по уму, то будем действительно хозяевами северных широт, как это было раньше. Тогда уж и Запад, и Восток будут заинтересованы если не в дружбе с нами, то в позитивном сотрудничестве в Арктике.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Постпред РФ при ООН: Арктика, прежде всего, принадлежит человечеству
Василий Небензя ответил подозревающим Россию в приватизации района Земли (подробнее)
20-го февраля 2021 года в актовом зале Воронежского филиала прошло профилактическое мероприятие, направленное на противодействие коррупции.
Заведующий кафедрой публичного права, доцент, к.ю.н. Кручинин Владимир Николаевич ознакомил сотрудников филиала с законодательством Российской Федерации в области противодействия коррупции и довел до сведения собравшихся виды ответственности за совершение коррупционных правонарушений.
Группа волонтёров нашего отряда "ДОБРЫЕ СЕРДЦА" приняла участие во Всероссийской акции "Защитим память героев", возложив цветы к вечному огню у Братской могилы № 6, которая располагается рядом со зданием музея-диорамы на Ленинском проспекте.
В ходе ожесточенных боев за Воронеж в июле 1942 г. немецким войскам при небольшом численном превосходстве удалось овладеть частью города. Линия фронта проходила по реке Воронеж. В районе между Вогрэсовким мостом и старой Чернавской дамбой проходили окопы передовых частей советской армии, готовились десанты для захвата Чижовского и Шиловского плацдармов. Этот район подвергался ожесточенным бомбардировкам и орудийному обстрелу.
Павших в боях воинов хоронили в братских могилах, во дворах жилых домов, на заводских территориях. В начале июля 1942 г. была образована братская могила (в настоящее время ей присвоен регистрационный номер 6) в небольшой роще у бывшей слободы Монастырщенки, имевшей в то время название “Красная слободка” и вошедшей в 1930 г. в состав города (в послевоенные годы роща была преобразована в парк Строителей, в 2000 г. переимнованный в парк Патриотов).
По данным известного воронежского краеведа А.И. Гринько первоначально в могиле были захоронены солдаты и командиры 41-го пограничного полка войск НКВД. Значительное число захороненных относится к частям 100-й стрелковой дивизии, которая базировалась в районе Придачи с 1 августа 1942 г. до 25 января 1943 г.
В 1943 г. в братской могиле № 6 была похоронена старший лейтенант Раиса Васильевна Беляева – командир эскадрильи 586-го женского истребительного авиационного полка. Она была тяжело ранена в воздушном бою и погибла при посадке самолета на аэродром авиазавода.
В ноябре 1969 г. в парк перенесли останки солдат и командиров из других братских могил и одиночных могил левобережья.
По данным военкомата Левобережного района, в настоящее время в могиле захоронено 308 солдат и офицеров 40-й армии.
Памятные подарки, дипломы и сладкие призы получили победители и участники конкурса детского творчества «НОВОГОДНИЙ КАЛЕЙДОСКОП»!!!
Специалист по воспитательной работе Воронежского филиала Осьминина Анна Сергеевна выражает благодарность Управлению внеучебной и воспитательной работы головного университета "ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова" за организацию конкурса и высокую оценку творческих работ наших участников!
18-го февраля 2021 года в дистанционном формате прошел КРУГЛЫЙ СТОЛ «БЕЗОПАСНОСТЬ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ» для молодежи в возрасте от 14 до 30 лет.
В ходе мероприятия с докладами выступили представители Центра по противодействию экстремизму ГУ МВД России по Воронежской области, Воронежского института МВД России, епархиального отдела по противодействию наркомании и алкоголизму, Воронежского государственного технического университета.
Прямая трансляция Круглого стола прошла в социальной сети «Вконтакте» в группе «МКУ ЦРОиМП Воронеж» (https://vk.com/cro_i_mp_vrn).
Подробности на сайте: http://cro.edu-vrn.ru/archives/16495
Специалист по воспитательной работе Воронежского филиала Осьминина Анна Сергеевна выражает благодарность всем организаторам и участникам Круглого стола!
Уважаемые ветераны Великой Отечественной войны, блокадники, преподаватели, сотрудники, курсанты и студенты Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова! Поздравляю Вас с Днем защитника Отечества!
В этот день мы чествуем воинов, сражавшихся за свободу и независимость нашей Родины. Мы благодарим самоотверженных мужчин, которые всегда стоят на страже нашего спокойствия.
В годы Великой Отечественной войны более 1000 учащихся, выпускников и сотрудников нашего университета воевали, работали на трудовом фронте. Сегодня мы с признательностью поздравляем преподавателей и ветеранов ГУМРФ, которые внесли вклад в Великую Победу. Ваша стойкость духа, несокрушимость являются для нас эталоном настоящей любви и преданности Родине.
И сегодня безопасность России обеспечивают настоящие мужчины, истинные патриоты своей страны, отдающие свои силы и знания во имя ее процветания.
Желаю всем крепкого здоровья и благополучия, успехов и уверенного движения вперед!
Пусть этот праздник отважных и мужественных людей всегда будет мирным и радостным!
Ректор
Государственного университета
морского и речного флота
имени адмирала С.О. Макарова
доктор технических наук, профессор
Сергей Олегович Барышников
К истории возникновения праздничной даты и макаровцах – защитниках Отечества
В 2006 году в Федеральный закон от 13 марта 1995 г. «О днях воинской славы России» были внесены изменения в название праздника, который празднуется в России 23 февраля. В соответствии с ними 23 февраля стало называться Днем защитника Отечества. В декабре 2001 г. Государственная Дума поддержала предложение сделать 23 февраля нерабочим днем.
Теперь немного истории этого праздника. Как появилась дата 23 февраля? 28 января (по новому стилю) 1918 г. Совет Народных Комиссаров (СНК) принял декрет об организации Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА), а 11 февраля (по новому стилю) – об организации Рабоче-Крестьянского Красного Флота (РККФ). 22 февраля было опубликовано воззвание СНК «Социалистическое Отечество в опасности». На следующий день, 23 февраля, в Петрограде, Москве и других городах страны состоялись массовые митинги, на которых трудящихся призывали встать на защиту своего Отечества от наступавших германских войск. Началось массовое вступление добровольцев в Красную Армию и формирование частей и отрядов Красной Армии.
29 января 1919 г. президиум Моссовета постановил приурочить торжества, посвященные празднованию первой годовщине РККА, ко дню Красного подарка. День Красного подарка проводился с целью сбора материальных и денежных средств для Красной Армии. При ВЦИК был создан Центральный комитет по организации празднования годовщины Красной Армии и Дня Красного подарка. Центральный комитет назначил проведение торжеств на воскресенье 23 февраля. В 1920 г. и 1921 г. торжественные мероприятия не проводились. 27 января 1922 г. Президиум ВЦИК опубликовал постановление, в котором говорилось, что «в соответствии с постановлением IX Всероссийского съезда Советов о Красной Армии президиум ВЦИК обращает внимание исполкомов на наступающую годовщину создания Красной Армии (23 февраля)». 23 февраля 1922 г. в Москве на Красной площади был проведен военный парад.
18 января 1923 г. было принято постановление Президиума ВЦИК. В нем говорилось, что «23 февраля 1923 года Красная Армия будет праздновать пятую годовщину своего существования. В этот день пять лет тому назад был опубликован Декрет Совета народных комиссаров от 28 января того же года, которым было положено начало Рабоче-Крестьянской Красной Армии, оплоту пролетарской диктатуры». В 1928 г. десятую годовщину Красной Армии отмечали как годовщину декрета СНК об организации Красной Армии от 29 января 1918 г., но саму дату издания документа связали напрямую с 23 февраля.
В 1938 г. появилась новая трактовка происхождения даты праздника. Теперь она была связана с решительным отпором, который был дан немецким оккупантам в 1918 г. под Нарвой и Псковом. Эта трактовка была изложена в «Кратком курсе истории ВКП (б)». В 1942 г. в приказе народного комиссара обороны от 23 февраля 1942 г. формулировка была немного изменена: «Молодые отряды Красной Армии, впервые вступившие в войну, наголову разбили немецких захватчиков под Псковом и Нарвой 23 февраля 1918 года. Именно поэтому день 23 февраля был объявлен днем рождения Красной Армии».
Официальное название праздничной даты изменялось также несколько раз. В 1919 – годовщины создания Красной Армии. С 1922 г. – День Красной Армии. С 1946 г. – День Советской Армии. С 1949 г. – День Советской Армии и Военно-Морского флота. С 1995 г. – День Победы Красной Армии над кайзеровскими войсками Германии (1918 год) – День защитников Отечества. С 2006 г. – День защитника Отечества.
В силу сложившихся традиций день 23 февраля стал государственным всенародным праздником, посвященным всем поколениям защитников Отечества. Россия имеет многовековую историю, и россияне самоотверженно отстаивали суверенитет и независимость нашей Отчизны.
Учащиеся, выпускники и сотрудники нашего учебного заведения мужественно защищали интересы нашего государства в мировых конфликтах XX века. В Русско-Японской войне участвовали Н.Н. Матусевич, А.А. Паскин, Н.А. Сакеллари, П.Ф. Фролов, Б.П. Хлюстин.
В Первой мировой войне участвовали учащиеся, выпускники и преподаватели нашего университета: П. Виноградов, Гребнер, Денисов, Дубенский, М. Дурасов, Каменский, Клименко, Коновалов, Криволапов, Крутиков, Крученых, Кукушкин, Лазарев, Ленгин, Львов, Мицкевич, Опочинищин, Пандурович, Петров, Попков, Попов, Пчелин, Романовский, Роттермунд, Ситовский, Соколов, Ссорин, Трояновский, Федоров, Шмявас, А. Эмфель, Н. Эмфель, Юрковский, Якимчук, Э.М. Рыдалевский, В.П. Семиголовский, А. Стрелков, А.И. Пантелеев, И.П. Антонов, К.С. Ухов, А.П. Белобров, А.П. Гедримович, А.В. Голынский, Д.Н. Иконников, С.М. Лукин и другие.
В годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) воевали на фронте, в партизанах, работали на трудовом фронте более 1000 учащихся, выпускников и сотрудников нашего университета.
В конфликтах XX века принимали участие наши выпускники и сотрудники университета, например в Афганской войне участвовали курсанты ЛВИМУ имени адмирала С.О. Макарова, которых призывали в Вооруженные Силы СССР с 1-го или 2-го курсов. В Афганистане воевали сотрудники нашего университета В.И. Бывалькевич, В.В. Расторопов, Е.И. Степанов.
В Анголе служил военным советником М.Н. Ефимов. В послевоенное время Героем Советского Союза стал выпускник СМФ ЛВИМУ имени адмирала С.О. Макарова А.Г. Гусаков. Военными учеными стали выпускники нашего университета адмиралы А.И. Витютнев и Е.Я. Бузов. В настоящее время в нашем университете работают более 200 сотрудников, проходивших службу в Вооруженных силах СССР и России.
День защитника Отечества празднуется по всей России. В Москве в этот день возлагают венки к Могиле Неизвестного Солдата. В учреждениях проводятся торжественные мероприятия, на которых чествуют ветеранов Вооруженных Сил страны, причем поздравляют также и женщин-ветеранов Великой Отечественной войны и Вооруженных Сил нашей страны.
Хотелось бы вспомнить участников Великой Отечественной войны Л.Л. Белову, Г.С. Бухарину, Н.В. Соколову, Е.В. Вавилову, Т.Г. Гончарову, Л.Н. Ерохину, И.А. Жабыко, Т.Н. Ковальчук, М.В. Комякову, Е.Н. Кровцову, Е.А. Логвиненко, В.В. Матинскую, А.Г. Полякову, Л.А. Проваторову, В.В. Роженкову, Н.М. Сперанскую, З.А. Суханову (Дорошенко), Н.С. Толмачеву, Н.А. Труненкову, Т.И. Цалушко (Кудрявцеву), Л.А. Хачик, Е.С. Шевчук (Коняшеву), А.И. Щетинину, З.С. Юрьеву.
В Советском Союзе и Российской Федерации день 23 февраля является также неформальным народным праздником всех мужчин.
Центр патриотического воспитания
Таким образом, ответ на вопрос "как и сколько дней мы отдыхаем в феврале с учетом праздников" будет следующим: рабочая неделя с понедельника 15 февраля продлится 6 дней, включая субботу 20 февраля. А с воскресенья 21 февраля по вторник 23 февраля включительно страна отдыхает – официальные выходные.
Москва, 9 февраля 2021, 18:59 — REGNUM Роль отечественного флота — военного и гражданского, судостроительной промышленности, морской науки в жизни России, в международных процессах становится всё актуальнее и геополитически возрастает. Об этом, а также о том, как ситуация в экономике влияет на военную и морскую сферы, и о том, почему именно идеи партии промышленников близки людям в форме, в интервью ИА REGNUM рассказал председатель Общероссийского Движения Поддержки Флота (является ведущим морским общественным объединением России, которое действует уже тридцатый год), капитан 1-го ранга запаса, член генерального совета «Партии Дела» Михаил Ненашев.
— Михаил Петрович, почему вы выбрали такой путь — службы на флоте? И почему впоследствии перешли, образно выражаясь, на службу общественно-политическую?
Это благосклонность судьбы — в мае 1978 года меня призвали на срочную службу матросом на Северный флот. Хотя стать офицером я мечтал с юношества. В Заполярье служба началась в учебке в Североморске, потом на корабле в Лиинахамари в Мурманской области. Во время флотской службы подал рапорт на поступление в Высшее военно-морское политическое училище, которое раньше находилось в Киеве, и по его окончании был направлен на Северный флот. А с другой стороны, отвечая философски на вопрос, на выбор жизненного пути, может, и история родной Воронежской области повлияла. Ведь хоть и выглядит мой край с виду сухопутным, но является колыбелью регулярного русского флота — именно здесь строились, спускались на воду в большом количестве под руководством Петра Великого первые боевые корабли государства Российского.
— Большая часть Вашей военной карьеры пришлась на 90-е годы — тяжёлое время особенно для наших армии и флота. Помимо всеобщих перемен, охвативших все сферы жизни нашего государства, присутствовало тогда в различных общественных слоях и неприязненное отношение к военным, если верить рассказам тех, кто тогда служил или проходил военное обучение. Сталкивались ли Вы с таким, и не было ли у Вас тогда соблазна сменить профессию?
Было в разных регионах большой страны, особенно в ряде тех республик, которые ныне якобы независимы, много подлого как в отношении защитников общего нашего государства, так и членов их семей.
Будучи к тому времени капитан-лейтенантом, имея опыт офицерской службы и на корабле, и в штабе-политотделе Кольской флотилии Северного флота, я видел приближение этих и кризисных времён, и времени надежд на действительное обновление страны. Конечно, в 90-е годы сильно поменялось всё, вплоть до общественного мнения: тогда, после десятилетий государственного патриотизма, оно впало в крайность принижения всего государственного, отечественного. Но на приемлемый уровень здравого смысла в области патриотизма мы и сегодня ещё не вышли, иначе не имели бы, к примеру, такое телевидение, кино, такую культуру. Но большая часть нашего общества и тогда с уважением относилась к человеку в военной, морской форме.
Самым страшным было другое — во многих так называемых элитных и властных кругах сформировался тогда курс, по сути, на разворовывание, на уничтожение военного, морского, промышленного потенциала страны, на сдачу позиций России в мире. Такой политике надо было противостоять, надо было пытаться объединить здоровые силы нашего Отечества.
— Как создавалось Общероссийское Движение Поддержки Флота? Чья это была идея и инициатива, как удалось привлечь участников и кто ими в основном является? Расскажите кратко о сделанном за прошедшие годы.
В сентябре 1991 года я предложил товарищам по службе на флоте, в вооруженных силах, из других морских, речных структур страны создать общественную организацию ради сохранения и развития в новых политических, экономических условиях флотской, военной и оборонно-промышленной системы нашего Отечества. Ведь мы повсюду видели, мягко скажем, неразбериху в стране из-за дележа власти, или желание многих влиятельных кругов, персон соответствовать новой моде на следование всему западному в ущерб российскому, или растерянность, пассивность в обществе.
Наша общественно-государственная работа в интересах флота: военного, гражданского, судостроительной промышленности началась с того, что мы выбрали действительно объединяющую все слои общества, людей разных политических, экономических взглядов такую историческую дату, к которой сама подготовка объединяла бы позитивом, отрезвляла заблудших — и это стала подготовка к 300-летию создания российского флота. Общественное движение в то время мы считали работой по практической поддержке нашего флота. Это было важно со всех точек зрения — так мы смогли привлечь более-менее значимое внимание имеющихся на тот период институтов власти, общества к флотским проблемам. Тогда, в сентябре 1991 года, создание морской общественной организации стало для многих вызовом — мало кого всерьёз интересовала эта тема. Но потом, через несколько месяцев, когда мы стали проявлять свою общественную и творческую активность, реальное внимание на всех уровнях стало по чуть-чуть появляться.
Если говорить о началах в конкретных направлениях работы в 90-е годы по помощи флоту, то наша организация обращалась во все властные инстанции, к руководителям регионов, экономических структур за реальным содействием по поддержке флотских коллективов, начиная с выплаты денежного довольствия, с организации материальной поддержки кораблей, частей нашего флота. Мы на всех уровнях заявляли, что остановилось строительство кораблей, и предлагали свою помощь в этом деле. Ещё одно из важнейших направлений работы — это действия по поддержке Черноморского флота, севастопольцев, крымчан, которые оказались под юрисдикцией Украины на тот момент.
За 30 лет деятельности ДПФ вместе с рядом других организаций мы смогли добиться того, чтобы идея системного развития морского, океанского потенциала нашей страны укрепилась в широком российском общественном сознании, в соответствующих властных институтах. Мы — великая морская держава, и мы должны всегда и хорошо об этом помнить и всё делать для сохранения этого статуса. В своё время наше движение инициировало создание такого института, как морская коллегия при правительстве страны.
ДПФ содействовало в 90-е, начале 2000-х годов достройке трёх кораблей — морского тральщика «Валентин Пикуль» на Средне-Невском судостроительном заводе, который после вступления в состав ВМФ России на протяжении пятнадцати лет считался самым новым кораблём Черноморского флота. А корабль, если бы не вмешалось ДПФ, хотели отправить на металлолом, не было средств на завершение строительства. Говоря о Пикулевском общественно-государственном проекте, Движение организовало создание и установку памятника великому русскому писателю, моряку в Мурманске. Два пограничных корабля — «Ханты-Мансийск» и «Югра», с нашей помощью достроенные более двадцати лет назад, и ныне несут морскую службу. Мы издали ряд базовых книг по морской проблематике, в том числе стотысячный тираж книги «Флотоводец» о выдающемся наркоме, адмирале Н.Г. Кузнецове, которые имеют большое значение для подготовки флотских кадров.
В 1999 году нашим движением организована Всероссийская конференция, которая положила начало разработке в нашей стране национальной морской политики на доктринальном уровне.
И, конечно, адресная помощь и ранее осуществлялась, и сегодня: с трудоустройством моряков, ушедших в запас, или в организации их профессиональной переподготовки, и по другим жизненным, социальным направлениям поддержки людей флота.
В нашу организацию входят представители основных социальных слоёв российского общества, товарищи по флоту, которые отслужили, в запасе, в отставке из ВМФ России, которые сейчас служат, представители из морского транспортного и речного флота, судостроительной и судоремонтной промышленности, морской пограничной береговой охраны, рыбопромыслового флота, морской науки, народного флота-яхтинга. Общероссийское Движение Поддержки Флота состоит из 63 региональных отделений ДПФ, объединяющие более 50 тысяч членов ДПФ, индивидуальных и коллективных.
— В каком состоянии находится сейчас российский флот и наша судостроительная, судоремонтная промышленность? В одном из недавних интервью, говоря об американском, вы отмечали, что «он не может конкурировать с нашим флотом по той простой причине, что не совершенствовался несколько десятков лет». А смог ли за это время усовершенствоваться наш?
Нашему флоту и военному, и гражданскому очень нужны сегодня-завтра сотни и сотни новых кораблей, судов, а ВМФ России ещё к тому же и сотни самолётов, вертолётов. Схожая необходимость в обновлении корабельно-катерного, авиационного состава, инфраструктурного обеспечения сложилась и в морской пограничной береговой охране нашего государства.
Тема развития судостроения, судоремонта, всего оборонно-промышленного комплекса всегда актуальна — флот: военный, гражданский, судостроительная, судоремонтная промышленность неразрывны! Сейчас обстановка улучшилась по сравнению с 90-ми: основные, хотя и не все, заводы, верфи нашей страны ныне загружены заказами на два-три, а то и на пять лет вперёд. А ведь ещё в начале 2010-х годов руководители коллективов, образно говоря, бегали за заказами. Более того — в России ныне начали строить современные гражданские транспортные, рыбопромысловые суда. Я недавно присутствовал на церемонии подъёма государственного флага на новом траулере-сейнере в Калининграде, на заводе «Янтарь», который был построен для камчатского рыболовецкого колхоза. Кстати, в советские времена подобные траулеры закупались в основном за границей.
Но, к сожалению, многие комплектующие в широком смысле для промышленности всё ещё импортируются из-за рубежа, потому что их разработка, создание идёт не так быстро, как необходимо. Это большая проблема, которая жёстко напоминает о необходимости действительного импортозамещения.
Мы начали активно строить дизельные и атомные подводные лодки с новыми системами вооружения и с новыми тактико-техническими характеристиками.
Трудно, но идёт развитие судостроительной, судоремонтной базы в Крыму, в Севастополе. Больше всего у нас проблем в промышленности — это в судоремонте и в модернизации самих заводов.
А что касается моей цитаты, то, размышляя по теме отечественного атомного подводного флота и по теме строительства в России ледоколов, я акцентировал внимание на реальных успехах в ряде секторов нашего судостроения. Мы можем сегодня уже в практической плоскости обсуждать новое явление на флоте — создание подводных лодок, надводных кораблей с уникальным, мощнейшим оружием. Я особо подчёркивал значение работ по проектированию, разработке безэкипажных подводных платформ, которые в случае агрессии против России могут быть использованы для нанесения такого удара по противнику, что он обязан много раз подумать, прежде чем на нас нападать!
И по ледокольной теме: у американцев, их союзников такого количества и такого класса ледоколов, как у нас, нет, и когда они смогут их построить, они даже и не прогнозируют.
Но если говорить, к примеру, об авианосцах, то мы очень сильно отстаём. С точки зрения развития атомного подводного флота наш ВМФ адекватен современным вызовам и способен нанести уничтожающие удары по любому противнику. А вот по наличию таких надводных кораблей как эсминцы, крейсера мы уступаем по количеству американцам вместе с их союзниками.
Защищая интересы страны, российский флот сейчас находится на морской, океанской вахте, а с точки зрения выбора стратегии своего развития, движения морской мысли речь идёт о развитии по принципу геополитической эффективности. Если ещё десять лет назад много кораблей стояло у причалов, то сейчас большинство в походах, на боевой службе. Это же можно сказать и про морскую пограничную береговую охрану. Нагрузка на товарищей по флоту резко возросла. Профессионализм наших моряков находится на высоком уровне, и это показывает война с мировым террористическим интернационалом в Сирии. А американцы со своим флотом, армией за последние десять лет свою, скажем так, всюду заявляемую квалификацию подтвердить не смогли.
Размышляя о другой составляющей части российского флота — гражданского транспортного флота, необходимо подчеркнуть, что для страны, для российских регионов жизненно важно системное решение государственной проблемы — проблемы развития речного флота, всей инфраструктуры внутренних водных путей страны. И, к сожалению, до сих пор не решён вопрос в российском морском транспортном деле — проблемы перевозок наших грузов нашими же морскими, речными компаниями, всего 2% отечественных грузов перевозит наш российский транспортный флот.
— Есть взаимодействие военное, а есть — политическое. Насколько можно судить по вашим комментариям, вы выступаете за, так скажем, оборонный прагматизм — совместные учения проводить стоит, но не забывать о том, что мы с США являемся… А вот кем мы являемся с США с военной, с военно-морской точки зрения? Мы враги? Конкуренты? Соперники? Или есть те сферы, в которых мы ещё можем быть даже союзниками? Как бы вы в целом оценили сейчас военное, военно-морское взаимодействие России со странами НАТО?
С США мы, конечно же, соперники вот уже более 150 лет, за небольшим исключением, и редко когда были союзниками. А в некоторых периодах мы были врагами — достаточно вспомнить, как американцы планировали уничтожить во время холодной войны все крупные города нашей страны ядерным оружием! Ныне до открытых военных, военно-морских столкновений пока дело не дошло, но американцы наглеют всюду. Во взаимоотношениях с Китаем и Индией мы партнёры-союзники. Китайский корабельный, как и индийский, флот были в основе своей созданы в результате нашего сотрудничества с ними — мы строили им корабли, подводные лодки в девяностые и в начале двухтысячных. Сейчас тоже, но в меньшем количестве.
Во время различных встреч с представителями многих стран Азии, Латинской Америки, Африки, ряда европейских стран я не раз слышал о том, что они приветствуют российский военно-морской флаг и в своих регионах, и всюду — настолько их достало американское доминирование. Большие симпатии к российским морякам в разных странах имеют многовековую историю, и такого уважительного отношения нет ни к одному сильному флоту в мире.
Ещё есть сферы, в которых мы можем и должны взаимодействовать с США, их союзниками, сателлитами, со всеми дееспособными странами, к примеру, в борьбе с морским пиратством, это одна из разновидностей терроризма. Борьба с пиратством требует международной кооперации, потому что с учётом пандемии мировая торговля на 90% сейчас основывается на морских коммуникациях. И мы должны эти коммуникации в интересах всего человечества защищать. Наш флот и военный, и транспортный, рыбопромысловый, пограничный эти задачи способен решать.
— И последний вопрос — мы говорили о нашей военной, морской политике, а что Вы думаете об экономической ситуации в контексте того, что мы сегодня обсуждали? «Партия Дела», членом генерального совета которой вы являетесь, ратует за изменение экономической политики. Как это скажется на военной, морской сферах?
Как любой здравомыслящий военный человек, гражданин своего Отечества, я ратую за то, чтобы у нас было совершенное оружие и техника, хорошо подготовленные кадры для защиты России, для отстаивания её интересов во всех океанах, регионах мира. И для того, чтобы это всё было, нам нужны современные заводы, сильные учёные, инженеры, соответствующего уровня персонал, рабочие и наиболее эффективные системы финансирования всего этого комплекса. Россия — страна, имеющая все необходимые ресурсы для достойной жизни всего народа и развития государства, а значит, необходим приемлемый уровень управления.
Разумная экономическая политика позволяет обеспечивать всем необходимым и тех, кто работает на «гражданке», и тех, кто несёт военную, военно-морскую службу. Поэтому вопросы, к примеру, обеспечения жильём, работой, вопросы стоимости, обслуживания кредитов, условия по налогам волнуют всех людей: как в погонах, так и тех, кто в запасе, в отставке, членов их семей. Это миллионы наших соотечественников. В том же Китае уже двадцать лет существует такая практика, когда судостроители могут взять огромный или средний кредит под ноль процентов, а у нас — на выплате запредельных процентов и тому подобном еле-еле концы с концами сведёшь, а можешь и разориться. Не дают развиваться производствам и чрезвычайно высокая стоимость электроэнергии, цены на металл, другие беды с формированием цен на всё и вся. Эти архиважные темы развития отечественного производства и, соответственно, полноценного обеспечения промышленной, военной, военно-морской безопасности страны поднимает и предлагает пути их решения «Партия Дела», поэтому её инициативы, устремления интересны, близки военным нашей страны.
По инициативе Морского совета при Правительстве Санкт-Петербурга в актовом зале Морского технического колледжа имени адмирала Д.Н. Сенявина (СПб, Дальневосточный проспект, дом 26) 9 февраля под председательством директора МТК Виктора Никитина состоялась научно-практическая конференция «Морские традиции в патриотическом воспитании граждан Российской Федерации».
Участие в конференции приняли высокие представители исполнительных и законодательных органов государственной власти, руководители образовательных учреждений и главы общественных организаций, а также представители оборонно-промышленного комплекса России. С приветственным словом к участникам обратилась ответственный секретарь Морского совета при Правительстве Санкт-Петербурга Татьяна Чекалова. Татьяна Ивановна отметила: «Для развития морской деятельности необходимо проведение комплекса организационных, методических и информационных мероприятий по реализации, модернизации и систематизации работы с детьми и молодёжью в области морского обучения и воспитания».
Актуальным проблемам морского образования в ведущих вузах Российской Федерации было посвящено выступление ректора ФГБОУ ВО «Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова» Сергея Барышникова. На полях конференции эта тема была развита также представлявшими университет директором Морского федерального ресурсного центра дополнительного образования детей Андреем Берёзкиным и директором центра довузовского образования Еленой Кремлёвой.
С трибуны прозвучали доклады о предстоящем девятом Морском молодежном фестивале «МОРФЕСТ»-2021 и историко-образовательном конкурсе «Морской регион державы российской». Обзор научных слушаний на тему «Память и слава России» сделала в своём выступлении заведующая музеем МТК «Отечества достойные сыны» Татьяна Коротких. Организации мероприятий в ознаменование 80-летия прихода арктического конвоя «Дервиш» в Архангельск были посвящены выступления Игоря Фещенко и проректора по работе с филиалами и международной деятельности ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова Елены Смягликовой.
Предметно обсудили на конференции и программу Санкт-Петербургского историко-патриотического конкурса «Морской венок славы: моряки на службе Отечеству» на 2021 год. Опыт проведения интерактивных историко-патриотических мероприятий «В начале славных дел» обобщил в своем выступлении Владислав Лисоцкий. Подготовка XVIII Международного кинофестиваля морских и приключенческих фильмов «Море зовет!» стала предметом доклада Павла Апрелева. О мероприятиях по увековечиванию памяти адмирала Ф.Ф. Ушакова рассказала участникам конференции Наталья Чадина. Центральной темой обсуждения на конференции стало участие Санкт-Петербурга в федеральном проекте «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации». Широко обсуждались вопросы организации тематических конференций, конкурсов и интерактивных игр.
О патриотизме как основе государственного строительства и дальнейшего успешного развития России, которое, в свою очередь, сегодня во многом связано с освоением Арктического региона России, говорила в своём выступлении исполняющая обязанности заместителя председателя Комитета по делам Арктики Анна Булатова. Она напомнила присутствующим слова Президента России Владимира Путина, который во время ежегодной «Прямой линии» подчеркнул: «Арктика - важнейший регион, который будет обеспечивать будущее России. Возможности РФ будут прирастать арктическим регионом, примерно 30 процентов всех углеводородов будут добывать в Арктике, а если климат будет меняться, значит, период навигации в арктической зоне увеличится, следовательно, нужно обеспечить хозяйственную деятельность в Арктике. Освоение запасов минерального сырья должно идти параллельно с заботой о природе в этом очень чувствительном регионе. Не нужно никогда забывать и об интересах малых коренных народов Севера. Это комплексная задача». Идеология партнёрства и морское образование в вопросах обеспечения Арктики профессиональными кадрами – тема доклада, с которым выступила и представлявшая на конференции ОАО «Монотомъ» Ольга Маркова.
Также на мероприятии выступила руководитель представительства Архангельской области в Санкт-Петербурге Наталья Кадашова.
Основной целью конференции стало привлечение внимания к проблемам морского образования и самообразования, личностного роста, воспитания гражданского и патриотического самосознания, проведение работы в данном направлении с учётом сложившихся культурно-исторических традиций, на основе имеющегося морского наследия в условиях современных реалий меняющегося мира.
Актуальность конференции определялась следующими основными аспектами. В Морской доктрине Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 26 июля 2015 г., кадровое обеспечение всех видов морской деятельности имеет первостепенное значение и предусматривает укрепление российских морских традиций, расширение сети морских детских школ, клубов юных моряков и речников, которые рассматриваются как начальная ступень подготовки к службе и работе в российском флоте. Немаловажное значение с точки зрения развития морской деятельности имеет расширение возможностей морского образования для разностороннего развития, социальной адаптации и самореализации детей и молодёжи. Практика последних десятилетий показывает, что в быстро изменяющемся мире стратегические преимущества будут у тех обществ, которые смогут эффективно накапливать и продуктивно использовать человеческий капитал, а также инновационный потенциал развития, основным носителем которого является молодёжь.
Участники конференции по итогам обсуждения пришли к выводу о целесообразности включения основных мероприятий молодёжной программы «Морское наследие Петра Великого» в план реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2021-2025 годы» и план работы Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического общественного движения «ЮНАРМИЯ» на 2021 год в рамках развития морского и речного направления «Юнги ЮНАРМИИ». Это и ряд других решений были закреплены в принятой по результатам конференции итоговой декларации.
По материалам пресс-службы МТК имени адмирала Д.Н. Сенявина
Селекторное совещание с министром транспорта РФ Виталием Савельевым ко Дню российской науки
В День российской науки министр транспорта Российской Федерации Виталий Савельев провел селекторное совещание с образовательными организациями транспортного комплекса, приуроченное ко Дню российской науки.
Виталий Геннадьевич поздравил всех с Днем российской науки, рассказал, что Минтранс России совместно с отраслевыми агентствами работает над проектом Транспортной стратегии до 2035 года. Как сообщил министр, впервые в данной стратегии появится раздел, посвященный транспортному образованию. В нем будут перечислены конкретные показатели и мероприятия, направленные на развитие транспортного образования и науки. Важнейшими приоритетами являются запуск не менее 50 новых образовательных программ до 2024 года и обновление форматов обучения.
В ходе совещания были заслушаны доклады руководителей высших учебных заведений и предприятий отрасли. Ректор ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова» Сергей Барышников рассказал об основных научно-образовательных проектах университета и перспективных направлениях научных исследований по арктической тематике. Университетом выполнен цикл исследований по разработке интеллектуальных технологий прокладки оптимальных маршрутов в ледовой обстановке, научно-исследовательская работа по оценке рисков и уровня аварийно-спасательной готовности. В Центре морских арктических компетенций ИДПО ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова, открытом совместно с госкорпорацией «Росатом», за последний год переподготовку прошли 500 судоводителей из 20 стран.
В завершение министр транспорта России поблагодарил всех участников совещания. Работа по развитию научного взаимодействия будет продолжена в рамках научно-технического совета Минтранса России на постоянной основе.
Уважаемые читатели нашего сайта! Предлагаем вашему вниманию ролик, подготовленный в ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова ко Дню российской науки.
Материал выпущен студией студенческого телевидения «Makarov today».
Поздравляю преподавателей, научных работников и обучающихся университета с Днем российской науки!
Указом Президента Российской Федерации 2021 год объявлен Годом науки и технологий. В связи с этим в течение года планируется организация и проведение ряда крупных мероприятий, направленных на обсуждение актуальных отраслевых задач и результатов научной деятельности университета по приоритетным направлениям научно-технологического развития.
Научная деятельность университета направлена на обеспечение инновационного развития морского и внутреннего водного транспорта на основе научного сопровождения отраслевых проектов, реализуемых как в рамках государственных программ, так и организациями отрасли, что подтверждается расширением круга заказчиков, востребованностью результатов НИОКР со стороны бизнес-сообщества. Сотрудниками научно-исследовательских лабораторий и профессорско-преподавательским составом кафедр выполняются научные исследования, направленные на развитие судоходства по Северному морскому пути, внедрение инфокоммуникационных технологий и безэкипажного судоходства, обеспечение безопасности судоходных гидротехнических сооружений и судоходства при строительстве объектов инфраструктуры и др.
Убежден, что научный потенциал университета будет и впредь служить интересам транспортной отрасли, способствуя ее динамичному развитию.
От всей души желаю вам крепкого здоровья, неиссякаемой творческой энергии, увлеченности, профессионального роста, успешных проектов, новых идей и научных открытий!
С праздником! С Днем российской науки!
Ректор ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова
доктор технических наук, профессор
Сергей Олегович Барышников
Правительственная телеграмма от министра транспорта Российской Федерации Виталия Савельева в адрес Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова.
28 января в Институте Латинской Америки (г. Москва, ул. Большая Ордынка, д. 21/16) состоялся круглый стол, посвящённый Антарктиде и развитию международного сотрудничества. Мероприятие было организовано Исполнительной дирекцией Общероссийского Движения Поддержки Флота под руководством первого заместителя председателя ДПФ В.Н. Антонова во взаимодействии с директором Института Латинской Америки Российской Академии Наук Д.В. Разумовским. В организации участвовали В.А. Кузнецов, О.В. Домарева, М.В. Казакова, Т.А. Гайдай, В.И. Грачёв.
От Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова выступил обучающийся четвертого курса судоводительского отделения Колледжа ГУМРФ Тимофей Полозняк, который рассказал о своем участии в экспедиции на российской яхте «Елизавета» в Антарктиду в 2020 году.
Открыл мероприятие председатель Общероссийского Движения Поддержки Флота, капитан 1 ранга запаса, кандидат политических наук Михаил Ненашев.
Общероссийское Движение Поддержки Флота более 20 лет ведёт активную работу по привлечению общественного, государственного внимания к масштабному усилению российского участия в исследованиях и в развитии Антарктиды, связанного с этой темой значимых программ.
В круглом столе приняли участие известные заслуженные исследователи Антарктиды, представители морского транспортного, речного и рыбопромыслового флотов, ВМФ России, судостроительной промышленности, морской науки, морской пограничной береговой охраны, других морских, водных структур, представители ряда регионов России, научных, общественных, туристических, спортивных и предпринимательских организаций, журналисты, ветераны и молодёжь.
Своими впечатлениями поделился курсант Колледжа ГУМРФ Тимофей Полозняк:
«Заседание круглого стола проводилось в Институте Латинской Америки РАН, что неслучайно: континент Южной Америки является ближайшим к Антарктиде, их разделяет всего лишь 1000 км. В то время как от Австралии нужно пройти целых 3100 км, чтобы достичь таинственной земли, существование которой предсказал еще в XVIII веке Михаил Ломоносов - практически за 100 лет до ее открытия.
Слушателей круглого стола собралось больше полусотни человек, и это только присутствовавшие в самом зале, не считая тех, кто наблюдал за прямым эфиром.
Благодаря каждому выступающему я узнал много нового как о своей стране, ее истории, планах, перспективах развития, существующих проблемах и вариантах их решения, так и о тех странах, которые имеют свои станции в Антарктиде. Каждый из этих людей напрямую или косвенно связан с антарктическим, а кто-то - и с арктическим направлениями»
Открытие и исследование Антарктиды – одно из величайших событий в истории. Обнаружение шестого континента и дальнейшее изучение его особенностей подарило человечеству массу возможностей для расширения своих знаний об окружающем мире.
Ссылка на материалы круглого стола: https://www.youtube.com/watch?v=dKyiefWY8Tc&feature=youtu.be
По материалам Колледжа ГУМРФ
Комитет Санкт Петербурга по делам Арктики (КДА) провел 28 января первое в новом году заседание Проектного комитета ведомственного проекта «Активизация участия Санкт Петербурга в развитии судоходства по Северному морскому пути (СМП)». Мероприятие прошло в формате видео-конференц-связи под руководством первого заместителя председателя КДА Елены Асеевой, являющейся руководителем Проектного комитета ведомственного проекта.
В заседании приняли участие представители отраслевых органов государственной власти и бизнес-сообществ, общественных организаций и образовательных учреждений, готовых оказать содействие в решении вопроса, предложить варианты взаимодействия для оптимизации использования СМП.
Основным вопросом, вынесенным на рассмотрение Проектного комитета, стало создание рабочих групп, формируемых в рамках ведомственного проекта по приоритетным направлениям. Рабочую группу по направлению кадрового обеспечения Арктики «Подготовка в Санкт Петербурге кадров для обеспечения развития инфраструктуры СМП» было предложено возглавить проректору по работе с филиалами и международной деятельности ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова Елене Смягликовой.
«Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова – флагманский вуз России в области подготовки высококвалифицированных кадров для работы в Арктическом регионе. Это единственный в мире университет, в котором с 1958 года действует система подготовки инженеров всех специальностей, необходимых для эксплуатации гражданских атомных судов. Важным направлением подготовки специалистов для Арктики является обучение экипажей по эксплуатации судов ледового класса в полярных водах.
В качестве руководителя рабочей группы по направлению кадровой обеспеченности Северного морского пути отмечу: предстоит большая совместная работа, направленная на содействие в разработке программ ДПО, организации стажировок, проведение мониторинга потребности в кадрах для СМП», - обратилась к участникам заседания Елена Альбертовна.
По итогам совещания также был утвержден план работы Проектного комитета на 2021 год, в котором в том числе запланирован ряд совместных с Комитетом Санкт-Петербурга по делам Арктики мероприятий.
https://www.gov.spb.ru/gov/otrasl/arkt/news/205869/
Справка:
Ведомственный проект «Активизация участия Санкт Петербурга в развитии судоходства по Северному морскому пути» был инициирован КДА в 2020 году в целях использования научных и промышленных компетенций предприятий и организаций Санкт Петербурга для развития Арктики, в том числе для оказания содействия участию петербургских компаний в мероприятиях Плана развития инфраструктуры Северного морского пути на период до 2035 года, утвержденного Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2019 г. № 3120-р.
Отдел международного сотрудничества
Акция была посвящена Марату Ахметшину с Камчатки, Роману Филипову из Воронежской области и Ряфагатю Хабибуллину из Ульяновской области, которые погибли во время военных заданий в сирийских городах. Сегодня на их малых родинах были организованы выставки фотографий о жизни и подвиге каждого. Также несколько сотен молодогвардейцев выстроились в форме медали "Золотая Звезда" и выпустили в небо воздушные шары со словами "Помним и гордимся"!
Стартовал приема заявок на конкурс методических пособий (методических материалов) на лучшую организацию работы по дополнительному образованию детей в морской, речной и судомодельной сферах под названием «Море – детям!». Конкурс, организатором которого выступило Федеральное агентство морского и речного транспорта (Росморречфлот), проводится для выявления и распространения передового педагогического опыта. Официальная площадка конкурса – сайт «Юнги России» (https://yungi.gumrf.ru/).
Конкурс проводится в два этапа:
1 этап «Подача заявок на участие в конкурсе» – до 20 марта 2020 г.;
2 этап «Экспертная оценка конкурсных материалов» – до 8 апреля 2020 г.;
Представление лучших работ и награждение победителей пройдет на площадке Московского международного салона образования (22-25 апреля 2020 г.) по адресу: г.Москва, ВДНХ, павильон 75
Заявки на участие в конкурсе «Море – детям!» с прилагаемым комплектом документов направляются в электронном виде по адресу электронной почты: yungi@gumrf.ru
Более подробная информация – в положении о конкурсе.
15 февраля 2020 года делегация студентов Воронежского филиала приняла участие в патриотических торжественных мероприятиях, посвящённых 31-й годовщине завершения выполнения задач 40-й армией в Афганистане. Мероприятия были организованы Всероссийской общественной организацией ветеранов «БОЕВОЕ БРАТСТВО» в Москве.
Завершил серию акций торжественный вечер в Государственном Кремлевском дворце, в котором приняли участие звезды российской эстрады, выступавшие перед военнослужащими 40-й Армии на афганской земле – Александр Маршал, Александр Розенбаум, Надежда Бабкина и многие другие. Артисты исполнили песни, рожденные войной в Афганистане.
Перед собравшимися выступил Председатель Всероссийской общественной организации ветеранов «БОЕВОЕ БРАТСТВО», Герой Советского Союза, легендарный генерал, руководивший выводом советских войск из Афганистана, Борис Громов.
Администрация Воронежского филиала выражает сердечную благодарность Воронежскому региональному отделению Всероссийской общественной организации ветеранов боевых действий "БОЕВОЕ БРАТСТВО" в лице руководителя Рябых Андрея Викторовича за приглашение нашей делегации для участия в таком масштабном патриотическом мероприятии!
10 февраля 2020 года, в рамках мероприятий, посвященных празднованию Дня российской науки, в Воронежском филиале «ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова» прошла интеллектуальная игра «Науки разные важны». Она включила в себя 8 блоков, в каждом из которых содержалось 5 вопросов из таких отраслей знаний, как: русский язык, литература, история, математика, физика, химия, биология, экономика и право. В ходе проведения ведущая игры Зюзина Екатерина отметила высокий уровень знаний, который продемонстрировали наши студенты.
Три команды, набравшие максимальное количество баллов, были награждены дипломами 1, 2, 3 степени и сладкими призами. Команды, немного уступившие в интеллектуальной борьбе, получили благодарности за активное участие с подписью директора Воронежского филиала Суховой Валентины Егоровны и утешительными призами.
Ведущая интеллектуальной игры «Науки разные важны» Зюзина Екатерина
8 февраля ежегодно отмечается День российской науки, который был учрежден указом президента Российской Федерации от 7 июня 1999 года, «учитывая выдающуюся роль отечественной науки в развитии государства и общества, следуя историческим традициям и в ознаменование 275-летия со дня основания в России Академии наук».
Михаил Васильевич Ломоносов, Иван Петрович Павлов, Дмитрий Иванович Менделеев, Константин Эдуардович Циолковский, Петр Леонидович Капица, Лев Давидович Ландау, Игорь Васильевич Курчатов, Павел Сергеевич Александров, Сергей Павлович Королев — вот только малая часть имен российских ученых, внесших вклад в мировую науку.
Россия стала первой страной, где было разработано учение о биосфере, впервые в мире в космос запущен искусственный спутник Земли, введена в эксплуатацию первая в мире атомная станция.
Немало российских и советских ученых были отмечены Нобелевскими премиями. Первым из удостоенных, в 1904 году, стал академик Иван Павлов за работу по физиологии пищеварения, далее, в 1908 году, — Илья Мечников за труды по иммунитету, известный советский физик Петр Капица — в 1978 году за открытие явления сверхтекучести жидкого гелия. Последним российским лауреатом стал физик К.С. Новоселов, в 2010 году получивший Нобелевскую премию за новаторские эксперименты по исследованию двумерного материала графена.
Сегодня российские ученые продолжают славные традиции — развивают самые перспективные направления в науке, разрабатывают новейшие технологии, готовят учеников. Не удивительно, что и правительство страны уделяет особое внимание поддержке науки и развитию сектора научных разработок, в том числе и молодых исследователей.
6-го февраля 2020 года
в управе Железнодорожного района городского округа город Воронеж прошла церемония награждения победителей фестиваля-конкурса «Чтоб слово в душах отзывалось…», посвященного 90-летию со дня рождения воронежского поэта и прозаика А.В. Жигулина.
Фестиваль состоялся 23-го января 2020 года на базе филиала МБУК «Централизованная библиотечная система» городского округа город Воронеж в библиотеке №9.
Его главными целями были признаны: воспитание у молодежи нравственного отношения к окружающему миру, формирование культуры поэтической и устной речи участников, а также приобщение подрастающего поколения к творческому наследию поэта и прозаика А.В. Жигулина.
Участие приняли учащиеся муниципальных бюджетных образовательных учреждений, воспитанники учреждений дополнительного образования, культуры, обучающиеся учреждений среднего профессионального и высшего образования, а также педагоги и руководители коллективов.
Они смогли исполнить любимые стихи известного поэта, а также оценить представленные на конкурс презентации о его жизни и творчестве.
В ходе церемонии награждения заместитель руководителя управы по социальным вопросам Елена Зеленченко вручила победителям памятные подарки, а всем призерам и участникам – дипломы.
В число победителей вошли и студентки 2-го курса юридического факультета направления подготовки «Юриспруденция» Воронежского филиала Мальцева Виктория и Митина Виктория, занявшие почётное 2-е место в номинации «Читаем стихотворение».
25-го февраля 2019 года в 13.40 в рамках проекта "Финансовая грамотность" в нашей образовательной организации прошла лекция на тему: "Личные финансы. Финансовый план семьи" с приглашением сотрудников Центрального банка России.
22-го февраля 2019 года в 12.10 в актовом зале нашей образовательной организации состоялось праздничное мероприятие, посвящённое Дню защитника Отечества!
21-го февраля 2018 года в актовом зале Воронежского филиала состоялось праздничное мероприятие, посвящённое Дню защитников Отечества
20-го февраля 2018 года в связи с 10-летием присвоения городскому округу город Воронеж звания «Город воинской славы» и празднованием Дня защитника Отечества студенты нашей образовательной организации приняли участие в просмотре фильма «Движение вверх» с последующим анкетированием
17 февраля 2018 года группа волонтёров нашей образовательной организации приняла участие в организации и проведении праздничных гуляний, посвящённых Масленице, которые прошли на базе Воронежского государственного природного биосферного заповедника имени В.М. Пескова
15 февраля 2018 года было проведено памятное мероприятие «Золотая эпоха морского флота», посвящённое 100-летию со дня рождения министра морского флота, Героя Социалистического Труда Тимофея Борисовича Гуженко
10 февраля 2018 года студенты Воронежского филиала приняли участие в форуме-интенсиве «Интеграция», который прошёл на базе Инновационного бизнес-инкубатора им. профессора Б.М. Борисова в целях создания условий для развития и трудоустройства молодых людей
Организаторами мероприятия являются ВООО «Центр Молодежных Инициатив» и Департамент предпринимательства и торговли Воронежской области, при поддержке Фонда Президентских Грантов и Росмолодежи.
9 февраля 2018 года в нашей образовательной организации прошли кураторские часы для студентов 1-го курса на тему «Этикет – искусство жить»
8 февраля 2018 года студенты нашей образовательной организации приняли участие в районном турнире по настольному теннису
с 5-го февраля по 5-е марта 2018 года студенты нашей образовательной организации приняли участие во Всероссийском конкурсе творческих работ «Отвага, смелость, мужество!»
3 февраля 2018 года делегация Воронежского филиала приняла участие в патриотическом митинге, посвящённом 75-летию освобождения г. Воронежа от немецко-фашистских захватчиков и 10-летию присвоения г. Воронежу звания «Город воинской славы»
Напомним, что официальной датой освобождения Воронежа от немецко-фашистских оккупантов считается 25 января 1943 года, хотя бои в городе продолжались до 2 февраля.
В Воронеже оккупационный режим так и не смог установить свою администрацию, линия фронта проходила прямо по городским улицам, бои на которых велись более 200 дней. Победа под Воронежем в значительной степени предопределила исход Сталинградской битвы.
Звание «Город воинской славы» было присвоено Воронежу 6 февраля 2008 года.
со 2-го по 27-е февраля 2018 года студенты нашей образовательной организации приняли участие в ежегодном конкурсе социальной рекламы «Мы – за жизнь без экстремизма!»
2 февраля 2018 года команда студентов нашей образовательной организации приняла участие в городском военно-историческом квесте «Сталинградская битва», приуроченном к празднованию 75-летия разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве. Поздравляем нашу команду с почётным 2-м местом!
В актовом зале Воронежского филиала прошёл Час правовой информации ко Дню молодого избирателя «Я – избиратель и гражданин».
В актовом зале Воронежского филиала состоялось праздничное мероприятие, посвящённое Дню защитника Отечества.
в целях повышения финансовой грамотности в молодёжной среде студенты Воронежского филиала приняли участие в образовательном проекте «Финансовая грамотность населения – шаг к успеху», организованном совместно с отделением по Воронежской области Главного управления ЦБ РФ.
В рамках Года экологии в России в актовом зале Воронежского филиала состоялось мероприятие с показом презентации «Заповедные места Воронежской области» из цикла «Природное наследие России»
команда Воронежского филиала встретилась с командой ВГМУ в рамках областного этапа Всероссийских соревнований по мини-футбол среди команд образовательных организаций высшего образования на базе СОК «Энергия».
В Культурном центре «Октябрь» были подведены итоги XXV-го юбилейного фестиваля солдатской и патриотической песни «Защитники Отечества – 2017».
команда Воронежского филиала встретилась с командой ВУНЦ ВВС ВВА в рамках областного этапа Всероссийских соревнований по мини-футбол среди команд образовательных организаций высшего образования на базе СОК «Энергия».
группа студентов Воронежского филиала посетила концерт, посвящённый Дню памяти воинов-интернационалистов, который прошёл на базе МБУК «ЦКС» городского округа город Воронеж.
группа студентов Воронежского филиала посетила концерт, посвящённый Дню памяти воинов-интернационалистов, который прошёл на базе МБУК «ЦКС» городского округа город Воронеж.
команда Воронежского филиала встретилась с командой ВГУИТ в рамках областного этапа Всероссийских соревнований по мини-футбол среди команд образовательных организаций высшего образования на базе СОК «Энергия».
с 6-го февраля по 1-ое марта 2017 года проводится конкурс социальной рекламы «Мы – за жизнь без экстремизма!», в котором студенты Воронежского филиала принимают активное участие.
Команда Воронежского филиала встретилась с командой ВГУ в рамках областного этапа Всероссийских соревнований по мини-футбол среди команд образовательных организаций высшего образования на базе СОК «Энергия».
Стартовал общероссийский проект «МИНИ-ФУТБОЛ В ВУЗЫ». Команда Воронежского филиала встретилась с командой ВГИФК в рамках областного этапа Всероссийских соревнований по мини-футболу среди команд образовательных организаций высшего образования на базе СОК «Энергия».
Уважаемые ветераны, коллеги и студенты! Примите сердечные поздравления с Днем защитника Отечества!
23 февраля - праздник особенный. В нем отзвук великих побед и исторических сражений, дань священным традициям и неисчерпаемый боевой дух российского воинства. Это - праздник людей мужественных, сильных, истинных патриотов своей страны. Всех тех, кто посвятил свою жизнь благородному делу служения Отечеству
От имени коллектива Воронежского филиала "ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова" и от себя лично отдельно поздравляю ветеранов и тех, кто выполняет высокую миссию защиты Отечества. Вы показываете всему обществу, в особенности нашим детям, пример мужества и отваги. Благодаря вам у нас есть уверенность в завтрашнем дне!
В преддверии Дня защитника Отечества искренне желаю вам и вашим близким крепкого здоровья, бодрости духа и чистого мирного неба над головой!
В.Е. Сухова,
директор Воронежского филиала ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова
Уважаемые коллеги! Дорогие друзья!
Сердечно поздравляю весь коллектив ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова – преподавателей, сотрудников, студентов и курсантов – с Днем защитника Отечества! Особые поздравления – ветеранам Великой Отечественной войны и участникам локальных военных действий!
В этот день мы чествуем многие поколения воинов, сражавшихся за свободу и независимость Родины. Мы склоняем головы перед светлой памятью тех, кто ценой своей жизни отстоял наше будущее, и отдаем дань уважения всем, кто выполняет свой воинский долг, предан Отчизне и готов в любую минуту встать на ее защиту.
Мои особые поздравления и пожелания всего самого доброго хочу адресовать преподавателям нашего университета, которые внесли вклад в Великую Победу, мужественно сражаясь на фронтах Великой Отечественной войны. Ваша стойкость духа, готовность отдать жизнь ради спасения страны, являются для нас эталоном высокой нравственности, настоящей любви и преданности Родине.
И сегодня России нужны настоящие мужчины, обладающие сильной волей, неукротимой энергией, ответственностью и смелостью в принятии решений, истинные патриоты своей страны, готовые свои силы и знания, энергию и талант отдать во имя ее процветания.
Желаю вам крепкого здоровья, счастья, успехов в профессиональной деятельности, благополучия в семье!
Пусть этот праздник отважных и мужественных людей всегда будет мирным и радостным!
С.О. Барышников,
ректор ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова
Это уже 3-я по счету сессия HTW, первая состоялась в 2014 году и стала традиционным ежегодным мероприятием, проводимым Международной морской организацией. ГУМРФ имени адмирала С. О. Макарова был представлен на сессии в составе делегаций Российской Федерации и Международной федерации работников транспорта.
Как отметил генеральный секретарь IMO Лим Ки Так, основными причинами аварий на морском транспорте являются человеческий фактор и несовершенство системы обеспечения безопасности на море.
В последнее время из-за повышения интенсивности работы морских судов и сокращения численного состава экипажей заметно выросла нагрузка на операторов, а уставший специалист может совершить ошибку. Участники сессии обсудили изменения, которые необходимо внести в руководство по снижению влияния усталости, чтобы минимизировать риски возникновения аварийных ситуаций.
По мнению специалистов, необходимо также продолжить работу по актуализации типовых курсов IMO, которые являются рекомендованным стандартом для морских образовательных организаций всего мира. Усовершенствование информации в ГИСИС, пересмотр Конвенции ПДНВ-Р и корректировка МКУБ также стали ключевыми темами работы подкомитета.
Особое внимание участники дискуссий уделили вопросам безопасности пассажирских судов, в том числе компетентности экипажей, подготовке моряков к действиям в чрезвычайных ситуациях, по организации эвакуации пассажиров и предотвращению паники.
3 февраля перед участниками сессии выступил Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун, который акцентировал внимание на роли морского судоходства в развитии международных экономических связей. «Нам ещё многое надо сделать для того, чтобы люди жили лучше. Сейчас каждая страна продает то, что у нее имеется в достатке и покупает то, чего у нее нет, а соединяет эти страны – мировое судоходство», — отметил он. По словам Пан Ги Муна, несмотря на кризисы и сложные ситуации морская торговля и развитие портов имеют важное значение, а значит, нам надо повышать роль морских профессий.
Следует отметить, что подкомитет HTW — это один из 7 подкомитетов структуры IMO, сформированный в январе 2014 года.
В Воронежский филиал ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова» с 03 февраля по 14 февраля 2016г. объявлен карантин , в связи с чем приостановлен учебный процесс.
Управление Роспотребнадзора по Воронежской области информирует об эпидемиологической ситуации по гриппу и ОРВИ.
Приостановлен только учебный процесс, сотрудники и преподаватели продолжат работать в текущем режиме.
Приказ № 27 от 03 февраля 2016 года «О приостановлении учебного процесса»
⚓ Подать заявление ⚓ Подать заявление